Магические практики кастанеды. Практики Кастанеды. Пересмотр жизни. Стираем "личную историю"

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа — это практики по сохранению, добыванию, экономии, преумножению и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки (ТС). Необходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки обыкновенного человека намертво фиксирована в одной определенной позиции, соответствующей восприятию обычного повседневного мира, а для того, чтобы ее сдвинуть в другую позицию, нужен колоссальный запас энергии (личной силы).

2. Вторая группа — это техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новом положении.

Остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог способ удержания точки сборки в положении, которое соответствует восприятию обычного человеческого мира. Постоянная внутренняя болтовня забирает на себя большую часть свободной энергии человека. Остановив внутренний диалог, человек, во-первых, получает возможность сдвинуть свою точку сборки с жесткой фиксации, а во-вторых высвобождает большое количество энергии. Но так как внутренний диалог является нашей привычкой с самого раннего детства, его нельзя остановить только одним желанием: для этого существуют различные техники, в основном сводящихся к неделанию в его разных формах. Hекоторые из них перечислены ниже.

HЕ-делание (Not-Doing).

К неделанию можно отнести фокусиpование внимания на пpедметах ежедневного мира, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те элементы, из котоpых не складывается наша ежедневная каpтина миpа. Hапpимеp, вместо того, чтобы наблюдать предметы, можно pассматpивать их тени, не листья, а пpосветы между листьями, пока не сложится новая каpтина.
Неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, которое не входит в стандартный инвентарный список например, совершая обычные действия необычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking).

Это движение со скрюченными пальцами и вниманием на руках, при котором нужно напpавлять взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновременно все пространство перед собой. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, и он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.

Созеpцание (Gazing).

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо одной части видимого. При созерцании видишь все... и ничего конкретно. Созерцание может применяться в практике «неделания», например, рассматривая дерево, человек создает это дерево находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те ключевые элементы, из которых, по его опыту, должно состоять ДЕРЕВО. В практике «созерцания» можно смотреть не на сами листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом, получается некое «призрачное дерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных описательных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому меняется привычных ход внутреннего диалога, что само по себе сдвигает Точку сборки (ТС).

Осознанное сновидение ОС (Dreaming).

Практика использования естественного сдвига ТС (точки сборки), происходящего во время погружения в сон. Осознанное сновидение является возможностью восприятия новых миров. Дает воину возможность совершать невероятные действия в мире сновидений. Для того, чтобы начать практиковать ОС нужен не только запас Личной силы (ЛС), но и большое терпение. Без определенного запаса ЛС человеку не получится войти в осознанное сновидение. Сновидение практически единственный условно-безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в другие миры. Кроме того ОС это своего рода тренировочный полигон, где можно учиться управлять намерением, поскольку в сновидениях ничто (кроме присутствующих там существ) не обладает собственной силой и волей. К примеру, стреляя во сне из ружья, нельзя быть уверенным в том, что пуля вообще вылетит из дула, так как там она движима только намерением стреляющего, а не «силой пороха». В магии овладение искусством сновидения имеет свое практическое значение через него возможно, как воздействие на другого человека, так и получение необходимой информации о чем-либо.

Избавление от чувства собственной важности и чувства собственной жалости ЧСВ-ЧСЖ (Losing Self-Importance).

Один из ключевых аспектов, без которых вряд ли возможен любой духовный рост. Избавление от ЧСВ, ЧСЖ это осознание того, что у нас присутствует привычка жалеть себя для того, чтобы уменьшать, а затем и совсем искоренить эту привычку. Самомнение, чувство собственной важности один из главных энергетических «якорей» точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности многолико и всепроникающе, и его устранение далеко не простая задача. В книгах КК про это рассказано достаточно подробно.

Действие без пpивязки к результату.

Действие производится не pади достижения чего либо, а ради самого действия. В книгах Кастанеды написано очень много про так называемую «безупречность воина». Делать ради действия, движение ради пути и так далее.

Стиpание личной истоpии.

С помощью практик стирания личной истории происходит изъятие оставленных в миpе «следов». Это делает война недоступным и дает возможность освободить себя из ловушек чужого внимания. Эти техники способствуют освобождению от чувства собственной важности, и самосожаления. Человек связан с миром и социумом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество деструктивных привязок к людям прошлого, воспоминаниям, каким-то социальным завязкам. Уничтожение привязок к внешнему миру помогает достигнуть безупречности и свободы и делает война недоступным для чужого внимания.

Практикуется стирание личной истории (ЛИ) обычно с помощью следующих техник:

ПЕРЕпросмотр (Recapitulation).

Техника, которая позволяет окунуться и перепрожить события прошлого (вплоть до внутриутробного периода) и забрать свою силу, оставленную в тех событиях. Практикуется лучше всего в темном сжатом пространстве вместе с правильным дыханием. По факту техника используется для высвобождения силы, которая захвачена миpом. Помимо книг Кастанеды, очень подробно техника описана в книге В. Санчеза « Путь Толтеков. Перепросмотр » .

Пpекpащение «шаблонности (схематичности)» поведения (Disrupting the Routines of Life).

Пpекpащение «схематичности» поведения начинается прежде всего с ликвидации привычек. Пpивычки это то, что позволяет смеpти выслеживать нас. Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания и создавания. Таким образом, разрушение обыденных привычек это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире. Очень рекомендуем получить в подписке пока еще бесплатный семинар по теме освобождения от привычек (подписаться на него можно на главной странице нашего сайта внизу).

Взятие (на себя) ответственности (Assuming Responsibility).

Пpедполагает осознание полной ответственности за собственные действия и результаты, вместо тpаты сил на поиск, якобы объективных пpичин, которые помешали совершить правильно (или не совершать) те или иные действия (то есть индульгирование). Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всяческих сожалений по поводу его совершения и принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу. Данная техника помогает искоренить свойственную людям привычку обвинять других в своих проблемах .

Сталкинг (Stalking).

1. Фиксация ТС в текущем положении, обеспечивающем устойчивое восприятия мира, которое специфично для данного конкретного положения ТС.

2. Практика «отслеживания себя» во всех состояниях сознания, будь то в «повседневной жизни», в сновидении или где угодно. Сталкер использует мир повседневной жизни, как охотничье угодье. По сути сталкинг способ оставаться недоступным в мире, но при этом добиваться своих целей. Хоть в общепринятом смысле, у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.

Контролируемая (управляемая) глупость (Controlled Folly).

Сталкинг в практическом применении. Так как «человек знания» понимает, что нет ничего такого, что было бы важнее чего-то другого с помощью контpолиpуемой глупости он действует так, как будто это важно.
Человек знания «видит» и знает, что нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость. Другими словами, контролируемая глупость это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде, и при этом совершенно неважно, является практикующий её вИдящим или нет.

Использование Смеpти в качестве «советчика» (Using Death as an Advisor).

Ко всякому действию относиться так, как будто это твоя последняя битва. Hеважно, выиграешь ты эту битву, или проиграешь действуй никогда не опуская pyк. Этот метод заменяет пpивычного человеку «советчика», котоpым является жалость к себе.
Величайший охотник в этом мире смерть. Она может коснуться до плеча каждого из нас в любой момент. Поэтому, наиболее разумная линия поведения подход к каждому своему действию, как к последней битве. Действия, подсказанные смертью как советчиком, наполнены силой. Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.

Ты просто доверху набит всяким вздором! воскликнул он.
Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же еще не коснулась тебя!»

Настроение Воина (Mood of a Warrior).

Устойчивое удержание точки сборки в позиции, в которой нет жалости к себе, а есть безупречность. Такое положение ТС называется «Место Без Жалости».
Осознавая свою Смерть как «советчика», который в любое мгновение может коснуться твоего плеча, воин к каждому своему действию относится как к последнему как к последней битве на этой земле. Эти техники помогают накапливать энергию, не растрачивая ее попусту, как принято у обычных людей, и дает максимально возможное, в конкретной ситуации, раскрытие каналов восприятия. Сталкинг помогает усилить и удержать настроение война.

Суть учения Кастанеды выразить парой фраз непросто. Я прочитал все его книги (некоторые не по одному разу), неоднократно успешно применял описанные там практики. И на вопрос «В чём суть?» свой ответ, конечно, дам. Также разъясню основные понятия учения этого великого писателя. Только нужно иметь ввиду, что произведения Кастанеды многослойны и многогранны, любые выжимки будут являться упрощением.

Просто магия

Если вы хотите простых понятных ответов, то проще будет сказать, что учение Карлоса Кастанеды - это передача магических знаний и умений, суть которых заключается в постижении Неведомого.

Но сам Карлос Кастанеда до такой степени никогда не упрощал.

Учение подробно изложено в книгах этого автора, главными героями которых являются сам Карлос и его учитель - индеец-шаман дон Хуан. Собственно, учение Кастанеды - это на самом деле учение дона Хуана. На протяжении действия всех книг автор является именно учеником - и далеко не самым понятливым и способным.

Трудность как раз в том, что воспринимать знания дона Хуана с позиции обывателя, руководствуясь привычной логикой и стереотипами, нельзя. Всё, чему учит дон Хуан - магия в чистом виде, для разума она непостижима. Это не кидание огненными шарами и не превращение камня в золото - никакой материальной цели она не имеет. Можно сказать, что это магия ради магии. Нет, не так, это магия ради Свободы — в самом широком и даже запредельном понимании этого слова.

Далее немного моих рассуждений на тему правдивости книг Кастанеды, список книг в хронологическом порядке и краткое их содержание. Если же вы хотите получить краткую выжимку из учений Кастанеды, переходите сразу к главе

Правда или нет?

Неизвестно, был ли дон Хуан на самом деле. И если был, насколько правдиво всё сказанное о нём в книгах. Ведь там он - могущественный шаман, способный делать вещи совершенно невозможные. Ему даже смерть удаётся обмануть.

Кастанеда постарался всех запутать - невозможно точно описать события его собственной биографии, невозможно подтвердить или опровергнуть сам факт его путешествий в Южную Америку, где в основном и происходило всё действие. А личность дона Хуана тем более остаётся неуловима для искателей правды.

Я, как и многие скептики, склонен думать, что Кастанеда - один из самых больших мистификаторов всех времён и народов, которому удалось выдумать и в подробностях описать мир магии, всерьёз и надолго завладев умами миллионов людей. Тысячи и тысячи последователей проповедуют его учение, применяют практики, описанные в книгах. Карлос Кастанеда, однозначно, вписал своё имя в историю.

Сложность для тех, кто стремится докопаться до истины, заключается ещё и в том, что книги его - это не беллетристика, это не сказка, которую хочется с благоговением слушать и в которую хочется верить. Независимо от того, в каком переводе вы будете Кастанеды, вы увидите сложный, сумбурный язык. Это больше всего похоже на документалистику, на реальные записки человека, который на протяжении долгого времени сталкивается с непостижимым, стремится этим непостижимым овладеть. Кажется, что всё написано невероятно честно - наружу лезут все комплексы, заморочки, страхи автора.

Подробные (иногда довольно нудные) описания магических практик, смысл которых автор сам до конца понять не может, детальное описание ощущений во время этих практик - всё это это трудно было просто «выдумать».

Мне видится, что это сродни поэзии. Я знаю талантливых поэтов, которые способны в состоянии потока писать красивые, сложные стихи. В них могут мелькать слова, которые автор даже и не знает. Реально, одна моя знакомая пишет отличные стихи, но их смысл она сама порой узнаёт только тогда, когда заглядывает в интернет, чтобы «расшифровать» написанное. Там могут мелькать слова из мёртвых или редких языков.

Есть ещё такое явление как ченнелинг, когда люди с помощью своего мозга общаются с существами из нематериального мира, которые могут надиктовывать целые тома своих мыслей как бы без участия самого человека.

Как я говорил, в последнее время я стал скептиком и я сказал бы, что все эти тексты приходят откуда-то из , но скажу лишь, что возможностей собственного мозга мы до сих пор не знаем, а он способен на многое. И даже «выдумывать миры» — это далеко не предел.

Есть те, кто утверждает, что всё описанное - просто запечатленные на бумаге галлюцинации, явившиеся следствием употребления психоделических веществ. Но это говорят либо те, кто совсем не читал эти книги, либо читал только самые первые- под названием «Учение Дона Хуана» (1968 г.) и «Отдельная реальность» (1971 г.). Там автор действительно описывает употребление вещества мескалина, добываемого из кактуса под названием «Пейот». Но в тех же книгах неоднократно упоминалось, что для Кастанеды это были своего рода «костыли», которые ускоряли процесс вхождения в изменённое состояние сознания, но без которых вполне можно было бы обойтись.

Взгляд скептиков на жизнь Карлоса Кастанеды в фильме BBC:

Книги

Здесь приведу список книг Карлоса Кастанеды по порядку -в той хронологии, в которой они были изданы изначально и дам краткое описание.

«Учение Дона Хуана» (1968 г.)

Пожалуй, самое сложное для восприятия произведение Кастанеды.

Если вы хотите ознакомиться с его учением, но у вас нет желания пробираться через дебри
смыслов и долгих странных описаний, НЕ начинайте с этой книги.

Вообще, по моему мнению, лучшая книга для начала знакомства
с Кастанедой- это девятая книга серии: «Искусство сновидения» .

Интересно, что «Учение» является диссертацией по антропологии, что легкости в чтении явно не прибавляет.

Автор, будучи студентом Калифорнийского университета в поисках информации о лекарственных растениях знакомится с индейцем из племени Яки доном Хуаном Матусом. Через год дон Хуан говорит автору о том, что обладает магическими знаниями и о том, что выбрал Карлоса своим учеником.

Собрав весомую часть материала с рассказов шамана,автор понимает, что единственный путь к истинному постижению Знания - переживание магической реальности. Этот путь ведёт к обретению Силы. Одни из помощников в этом -так называемые «союзники», некие магические сущности, вступая во взаимодействие с которыми. Воин (человек, вставший на путь магии) постигает эту новую реальность и обретает Силу.

«Отдельная реальность» (1971 г.)

Автор оказывается не готов к принятию новой реальности, которая совершенно не вписывалась в привычную картину мира. Написав первую книгу, Карлос старается забыть всё, что пережил. Но через пару лет после последних событий, описанных в предыдущей книге, он всё-таки возвращается.

Начинается следующий этап магического обучения. Карлос проходит повторную инициацию. Нас знакомят с новым персонажем - ещё одним шаманом, другом дона Хуана, доном Хенаро. Весомая часть книги посвящена умственным процессам, связанным с «видением» — одной из сверхспособностей, которой обучают автора. Карлос наблюдает за так называемой «пейотной церемонией» вступает в дискуссию с доном Хуаном и его родственниками (забавно, что многие из них считают шамана просто сумасшедшим старцем). Они говорят о магии и других вещах -даже о политике. Дон Хуан знакомит Карлоса с одни из ключевых понятий его учения - с Контролируемой Глупостью.

Эта книга во многом повторяет уже описанное в предыдущей - для Кастанеды это довольно типично. Он часто возвращается к сказанному и рассматривает это немного с других углов.

Вообще, стоит сказать, что книги Кастанеды наделены каким-то удивительным качеством: вы можете читать произведение уже десятый раз подряд, погружаясь в, казалось бы, хорошо знакомые вам события и диалоги, но каждый раз вы не то, чтобы открываете для себя что-то абсолютно новое… Нет - вы поражаетесь тому, что отдельные отрывки вы вообще будто впервые читаете. И это происходит снова и снова, когда вы берёте зачитанную до дыр книгу.

«Отдельная реальность», ровно как и первая книга, новичку покажется очень трудной для восприятия.

«Путешествие в Икстлан» (1972 г.)

Название книги - это аллегория, которую рассказал автору дон Хенаро. Икстлан в его рассказе - это родина, на которую пытается вернуться маг, приобретший Знание. Но оказывается, что возвратиться к прежнему образу жизни, став другим человеком, уже невозможно. Находиться в старой картине мира, общаться с обычными людьми, теперь кажущимися призраками, становится совершенно неинтересно.

В книге описываются стадии Пути Воина — мага, охотящегося за Силой. В её поисках Карлос путешествует с доном Хуаном по горам Мексики. Продолжая описывать своё обучение у наставника, Кастанеда рассказывает о практиках Остановки мира, Стирания Личной Истории и Сновидения.

Карлос изо всех сил пытается быть скептиком и объяснить необычные вещи, происходящие с ним, с позиции рационального мышления. В итоге всё же бросает держаться за привычную картину мира и «останавливает мир».

«Сказки о Силе» (1974 г.)

Одно из самых интересных произведений мастера.

Дон Хуан обучает Карлоса входить в изменённое состояние сознания с помощью Остановки . Карлос узнаёт, что маги могут быть в двух местах одновременно с помощью создания двойника (Дубля). Дон Хуан также рассказывает о Тонале и Нагвале.

Обучение Карлоса подходит к концу и ему необходимо совершить самый настоящий прыжок в бездну- вместе с двумя другими учениками он должен прыгнуть с вершины горы. Сами же дон Хуан и дон Хенаро покидают этот мир навсегда.

«Второе кольцо Силы» (1977 г.)

Прыгнув со скалы в пропасть, Карлос выжил. Он возвращается в Мексику и знакомится с несколькими ученицами дона Хуана. Он открывает способность покидать собственное тело, продолжает осознавать и вспоминать многое из того, чему его учил дон Хуан.. Всё идёт к тому, чтобы Карлос взял на себя функции лидера нового отряда магов.

«Дар Орла» (1981 г.)

Карлос решается стать лидером отряда магов, но всё идёт не очень хорошо. Ученики начинают вспоминать события, которых не было в мире привычного восприятия реальности. Кастанеда ссорится со своими подопечными. В итоге выясняется, что Карлос не может быть лидером в связи с необычной структурой своего энергетического тела.

Ученики покидают Кастанеду, а сам он направляется в Лос-Анджелес.

«Огонь изнутри» (1984 г.)

Карлос переживает новый этап - происходит очередной переворот в восприятии учения дона Хуана. Сдвигая свою Точку Сборки в состояние повышенного осознания, автор продолжает вспоминать события, связанные с его обучением. Читателя знакомят с концепцией Мелких Тиранов, дающей возможность рассматривать любую негативную ситуацию в качестве средства обучения.

«Сила безмолвия» (1987 г.)

Продолжения воспоминаний Карлоса, в которых дон Хуан рассказывает о своих учителях, о Намерении - главной силе во вселенной, о Сталкинге - искусстве поведения Воина в обычном мире.

“Искусство сновидения” (1995 г.)

В этой книге раскрываются методики вхождения в осознанное сновидение, путешествия с его помощью в другие миры. Описываются посещение Карлосом иных реальностей, встречи с их обитателями - неорганическими существами. В конце книги автор встречается с древним шаманом - Бросившим Вызов Смерти.

«Активная сторона бесконечности» (1995 г.)

Эта книга интересна тем, что здесь не содержит не только уже ставшие привычными беседы с доном Хуаном и магические практики, но и описание жизни и работы автора в Лос-Анджелесе - в условиях далеко не магических.

«Колесо времени» (1998 г.)

Это уже не полноценное призведение, а сборник цитат.

«Магические пассы» (1998 г.)

Здесь Кастанеда описывает систему энергетических упражнений «Тансегрити». Описывается происхождение и техника выполнения магических пассов.

Стоит также упомянуть, что помимо книг Кастанеды существуют книги его учениц, известных под псевдонимами Тайша Абеляр и Флоринда Доннер.

Основы учения Кастанеды

Базовые понятия учения Кастанеды

Путь Воина - способ жизнеустройства, цель которого - достижение полной свободы и бесконечного осознания. Это путь из мира навязанных убеждений, ценностей, стереотипов в мир свободы. Набор определенных жизненных установок ведёт человека, выбравшего путь магии («Воина») по жизни («Полю Битвы»). Воин, прошедший Путь, становится Человеком Знания и достигает высшей степени осознанности. Бесконечное осознание подразумевает, что человек сохраняет все приобретённые знания и продолжает себя осознавать даже тогда, когда навсегда покидает этот мир.

Несгибаемое Намерение - одно из ключевых качеств, которым обладает Воин и без которого невозможно достижение его цели.

«Намерение - это одна из тех сил, что существуют во вселенной. Маги призывают Намерение и оно приходит к ним. Намерение прокладывает путь к достижению цели. Это значит, что маги всегда достигают поставленных целей…»

Знание - искусство овладения Намерением, поиска полной свободы, магией.

Личная Сила - то, что позволяет Воину двигаться по своему Пути. Всё, что совершает человек, определяется уровнем его Личной Силы. Можно сказать, что это некий энергетический ресурс, который маг может собирать и накапливать различными способами.

Индульгирование - в широком смысле это то, что подменяет собой действие, адекватное моменту. (например, рефлексия, страх) Индульгирование отнимает столько же или даже больше Личной Силы, чем требуется для совершения действия.

Чувство Собственной Важности - одна из ключевых проблем, которая мешает магу достигать его цели. Кастанеда описывает ЧСВ как чувство превосходства над кем-либо или чем-либо, значимости себя и своих поступков.

Контролируемая Глупость - это отрешенность от своего «я» и Чувства Собственной Важности, с ним связанного. Контролируемая Глупость позволяет Воину взаимодействовать с социумом и его представителями.

Точка Сборки - это точка, в которой формируется восприятие живого существа. Описывается как округлое пятно интенсивной светимости на тонком уровне. Сдвигая Точку Сборки, маг меняет своё восприятие (или вовсе перемещается в иною реальность) - входит в изменённое состояние сознания, в котором способен иначе совершать действия, невозможные для него в обычном состоянии.

Неделание - магическая практика, которая заключается в совершении абсурдных действий. Её цель - сдвинуть Точку Сборки.

Сталкеры и Сновидящие - типы, на которые делятся маги в зависимости от совершаемых магических практик.

Сновидящие взаимодействуют с миром с помощью . С её помощью они перемещаются между мирами, могут одновременно находится в разных местах, превращаться в животных и совершать другие невероятные вещи.

Сталкеры же взаимодействуют с реальностью с помощью Контролируемой Глупости. С точки зрения обывателя Сталкеры не совершают ничего сверхъестественного. Например, они могут очень естественно и правдоподобно играть роль совершенно другого человека, легко договариваться с людьми и вообще получать то, что им нужно, в пределах обычной повседневной реальности.

Сновидение - практика, которая известна как Осознанное Сновидение. По Кастанеде это, однако, более обширное явление. Он различает, семь Врат Сновидений, под которыми подразумевается уровень мастерства сновидящего. Под четвертыми вратами, например, понимается возможность, выходя из собственного тела, путешествовать в другие места - то есть по сути Астральные Полёты в эзотерической терминологии.

Тональ - по сути всё восприятие, которое человек может хоть каким-нибудь образом озвучить и обозначить.

Нагваль - всё, что лежит за пределами какого-либо осмысления. Всё, что находится за пределами разума и чувств. То, что невозможно назвать и обозначить.

Также понятие Нагваль Кастанеда часто употребляет в другом значении: это учитель, лидер магов (Воинов), ведущий их к постижению неизвестного.

Энергетическое тело спутник физического тела, представляющий собой призрачную конфигурацию, которая состоит из чистой энергии. Оно имеет внешний облик (отдалённо напоминающий яйцо), который могут видеть маги (с помощью, собственно, Видения), — Светящийся Кокон.

Неорганические существа - существа в виде бесформенных энергетических полей, обладающие осознанием.

Союзники (Олли) - неорганические существа, населяющие Землю наряду с органическими, которых маги могут использовать, чтобы углубить Знания и накопить Личную Силу.

Чем поможет учение Кастанеды в обычной реальной жизни?

Если вы не собираетесь идти по Пути Воина ради не очень понятной цели, жертвуя своей привычной реальностью, без каких-либо гарантированных «плюшек», вам должно быть интересно, можно ли хоть что-то из учения Кастанеды использовать в своей обыденной жизни. Скажем, вы просто интересуетесь саморазвитием. Погружаться в дебри не хотите, но хотите почерпнуть какие-нибудь полезные навыки. Что ж, вот вам кое-что:

Хватит индульгировать!

Самая очевидная «полезность» учения Кастанеды. Здесь, казалось бы, всё просто: вместо того, чтобы бояться, переживать, много думать по какому-либо поводу, нужно просто брать и делать. Идти по пути, который сам выбрал, невзирая ни на что. Но по факту индульгированием занимаемся мы все постоянно. Сам Карлос в своих произведениях - просто источник бесперебойного индульгирования. Один из способов не индульгировать —

«Дон Хуан Кастанеде: «Карлос, хватит индульгировать - люди смотрят»» Шутка

Остановка Внутреннего Диалога

Правильнее было бы назвать внутренним монологом. Это просто поток наших мыслей. Тема остановки непрекращающейся «говорилки» в нашей голове совсем не нова и существовала задолго до Кастанеды - преимущественно в восточных духовных учениях. Очевидно, что 90 процентов (а то и больше) всей той рефлексии, которая происходит в голове и сопровождает всю нашу жизнь, - это бесполезный мыслительный мусор, не несущий в себе никакого конструктива. Он лишь тратит энергию и отвлекает от главного. Избавление от внутреннего диалога хотя бы на время может принести спокойствие, ясность, наполненность.

Способы остановки Внутреннего Диалога, которые приводит Кастанеда, вряд ли будут мегаэффективными для новичков. Легче воспользоваться .

В любом случае ощутимый результат принесут только регулярные тренировки. А начать их можно прямо сейчас, без Кастанеды и без йоги. Просто расслабьтесь, сосредоточьтесь на своём дыхании и уделите несколько секунд, тому чтобы почувстовать тишину, избавиться от мыслей в голове. На те же несколько секунд — ведь «говорилка» тут же к вам вернётся. Но если будете делать это регулярно, помалу, спокойно, без фанатизма, эффект не заставит себя ждать.

Практика Пересмотра Личной Истории

Личная История - это всё, что вы знаете о себе и своей жизни. Учение Кастанеды предполагает её Стирание, и Пересмотр - это лишь ступень к этому. Но всё же полезность. полного Стирания Личной Истории можно поставить под сомнения. А вот Пересмотр многие психологи считают довольно полезной практикой. Что она собой представляет? Это вспоминание всех более или менее значительных моментов своей жизни.

Причем вы не просто всё вспоминаете- вы переживаете это всё заново, воспроизводите все свои мысли и чувства, которые имели место быть во время того или иного события.

При этом вы как бы снимаете энергетический заряд со всего пережитого и возвращаете эту энергию себе. Можно представлять и проговаривать этот процесс. Имеет смысл подольше задерживаться на сильных, особенно негативных, воспоминаниях.

По завершению, если сделали всё правильно, вы получите небывалый энергетический подъем - ресурсное состояние.

Практика это длительная. Вам придется посвятить этому много часов - или, скорее, даже дней. Придется пользоваться ручкой и блокнотом, чтобы записывать все воспоминания, останавливаться на каждом поподробнее, тщательно его прорабатывать, делать перерывы и возвращаться к исходной точке.

Перед сном я сам иногда пользуюсь практикой пересмотра прошедшего дня. Я вспоминаю всё, что со мной произошло в этот день, начиная от пробуждения, заканчивая текущим моментом. Также более тщательно останавливаюсь на наиболее значимых и эмоциональных моментах. Снимаю «энергетический заряд» — для простоты я часто сопровождаю это глубоким вдохом и выдохом.

Important!

Подобная практика может оказаться полезной и в контексте отдельного, только что произошедшего с вами события. Например, вы с кем-то поругались. Вы можете осознаться и сделать практику Пересмотра этого события - верните себе потраченную энергию, восстановите своё спокойствие, равновесие и продолжайте делать свои дела.

Избавиться от Чувства Собственной Важности

Чувство Собственной Важности не позволяет адекватно воспринимать окружающий мир и себя в этом мире, становится причиной обид и раздражения. ЧСВ сопоставимо с таким понятием как Гордыня. Хотя Кастанеда трактует его несколько шире. ЧСВ порождает слишком серьёзное отношение к своим мыслям, чувствам и вообще ко всему происходящему.

ЧСВ сопровождается беспокойством, страхом сделать что-то не так. Вообще копится огромное количество напряжения, если вы считаете что-то важным. Это напряжение связывает и не даёт действовать расслабленно, беспристрастно.

«Я спросил, означает ли это, что он никогда не действует искренне, и что его поступки — лишь актерская игра.

— Мои поступки всегда искренни, — ответил дон Хуан. — Но они — не больше, чем актёрская игра.

— Но ведь тогда абсолютно всё , что ты делаешь, должно являться контролируемой глупостью, — поразился я.

Да, т ак и есть, — подтвердил он».

Избавиться от ЧСВ помогает практика Контролируемой Глупости, когда вы относитесь к тому, что делаете, осознанно и легко. Точнее, вы сами выбираете как именно относиться к чему-либо. Если произошло, например, что-то плохое, вы включаете осознанность и сами выбираете, что именно хотите чувствовать и как хотите относиться к произошедшему: испытывать горе, радость или безразличие.

Постоянная практика Контролируемой Глупости позволяет относиться к жизни как к игре и тем самым жизнь сильно облегчает.

Избавиться от ЧСВ помогает регулярное спокойное осознание того, что ты смертен. Дон Хуан называет смерть лучшим советником Воина и призывает постоянно помнить о ней.

Перечисленные практики относятся к Сталкингу - по сути искусству взаимодействия с повседневной реальностью, согласно учению Кастанеды.

Осознанные сновидения

Их имеет смысл выделить отдельно. Осознанные сновидения, т. е. Сновидения, в которых вы себя полностью осознаете и способны управлять событиями, могут обогатить и сделать ярче вашу жизнь. Однако вряд ли стоит начинать с Кастанеды - новичка он может напугать и внушить немалый страх перед ОС. Если хотите ими заняться, предлагаю почитать статьи и о .

Стоит сказать, что само учение Дона Хуана в свете произведений Кастанеды выглядит порой довольно пугающе. Чего стоят одни неорганические создания, способные не только убить, но и похитеть и навсегда запереть ваше тонкое тело в своих мирах. Карлос в процессе обучения почти всегда чего-то боится, опасается или как минимум находится в недоумении. Так что, если вы подходите к этим книгам с практической целью, фильтруйте информацию.

При этом Дон Хуан представляется больше в образе весёлого старика-провокатора, который постоянно смеётся над своим учеником-неумехой и строит ему всевозможные козни.

Итог

Несмотря на обилие интересных философских суждений и магических практик, суть учения Кастанеды вовсе не сводится ни к тому, ни к другому. Да, если вы зададитесь целью найти как можно больше мудрых мыслей, вы их найдёте. Если хотите заняться саморазвитием, техники здесь есть.

Точно также как есть мистически откровения, приключения, забавные диалоги, хотя, повторюсь, лёгкой для чтения эту литературу можно назвать с натяжкой.

Есть расхожее высказывание, которое часто приводят йоги, желая рассказать в чём суть их учения. Они говорят, что существует Путь и существуют цветы, которые растут на этом пути. Цветы чудесной красоты, волшебно пахнут. Но они не являются целью путешествия, они лишь своеобразный «бонус» к этому путешествию. Причем далеко не всегда он присутствует.

Также и магический мир, описанный Кастанедой, с перемещениями в пространстве и между мирами, с превращениями в животных, с общением с невероятными существами - это те самые «цветы».

Все эти невероятные возможности, сверхспособности привлекают обывателя. Особенно, если его реальность - серая и обыденная. Он стремится в этот волшебный мир, порой собирая по пути всё, от чего предостерегал Кастанеда, ещё больше наращивая своё Чувство Собственной Важности, хвастаясь своими достижениями (перед собой и другими), индульгируя на каждом шагу,

По Кастанеде же, конечная цель пути - это Свобода. В том числе свобода от потребности самоутверждении, признании, утешении. Путь Воина - это всегда неизвестность и одиночество.

Сила перепросмотра в том, что он расшевеливает весь мусор жизни человека и выносит его на поверхность.
Карлос Кастанеда «Активная сторона Бесконечности»

Перепросмотр - эффективная магическая практика имеющая своей основной целью работу по очищению индивидуального восприятия практикующего от частных отождествлений с формами проявления сил и энергий.

Практически каждая серьезная традиция имеет в своем арсенале методик те или иные формы этой магической практики, а степень прорабатывания деталей - основное отличие между ними.

Предлагаемая методика перепросмотра наиболее адаптирована для интеграции с повседневной жизнью. Она не ставит своей целью обретение конкретных сверхспособностей, получаемых в результате практики перепросмотра, ее основной задачей является сохранение текущей чистоты восприятия с последовательным пересмотром элементов прошлого на основе возникающих по мере жизненной активности событий. Данный подход наиболее сопоставим с кармической гигиеной, для которой увеличение индивидуальной магической силы практикующего - естественное следствие ее наличия.

Для мага перепросмотр является способом вернуть этой необыкновенной силе то, что она одолжила нам в момент нашего рождения. Совершенно невероятно, говорил дон Хуан, что эта сила довольствуется вышеупомянутым переживанием заново. Поскольку единственное, чего она от нас хочет, это самоосознание, то в случае, если мы его отдаем ей в виде перепросмотра, она не отнимает у нас в конце концов жизнь, а позволяет пройти вместе с ней к свободе. Так маги теоретически объясняют перепросмотр.

Это основная техника, которая позволяет сталкерам сначала выделить свои основные элементы фасада тоналя. Другими словами можно сказать, что эта техника позволяет понять, где именно происходит утечка энергии. То есть узнать, как именно ты реагируешь на мир, и дает возможность управлять своими реакциями, эмоциями и даже чувствами. Посредством перепросмотра чел может сначала найти "кнопки", с помощью которых окружающие, общество, а также он сам (да, да, мы сами часто нажимаем на свои кнопки - Жалость, Важность, Страх и т.д.) нажимают на него и таким образом заставляют реагировать тем или иным способом, теряя при этом львиную долю имеющейся в распоряжении энергии. А когда кнопки найдены, уже создается предпосылки для их нейтрализации. Фактически человек способен принципиально сменить "фасад тоналя". А для сновидящих - это основной канал черпания энергии для сновидений. Почему вы думаете, у одних выходят сновидения, а у других - нет? Природные данные? - ниче подобного! Основная причина, по которой люди не могу ДЕЛАТЬ сновидения - это в том, что они не делали ни разу ПЕРЕПРОСМОТР.

Саму технику изобрели древние видящие на американском континенте несколько тысяч лет назад. Они обнаружили, что по ходу жизни у человека энергетические волокна начинают оставаться в окружающих деталях (как физических, так и эмоционально-психологических). И со временем получается, что большая часть волокон где-то "застряла" в прошлом. А именно их (энерг. волокон) и не хватает, что бы сталкерить (отслеживать себя внутри) или сновидеть. Но заметь - осознание (маха мудра) это еще не сталкинг, а только предпосылка к нему (это так, к слову), равно как маха-мудра - это еще не толтекское сновидение, а только предпосылка к нему, так как мало себя осознать в сновидении! для толтека надо еще и предпринять кое-какие шаги.

Сама суть перепросмотра - в возвращении к себе своей светимости (энергетических волокон). Тогда человек становится сильнее, но теряет связь с прошлым. Для некоторых это страшно. Но это путь толтеков - быть свободным от всего, в том числе и от прошлого. А страх, как известно - это первый враг человека Знания.
Для проведения перепросмотра нужно сложить список всех людей (или всех событий), которые были в твоей жизни. На это уходит от нескольких недель до месяцев. Уже складывание самого только списка - это часть перепросмотра. Начинает затягивать НАМЕРЕНИЕ Видящих толтеков. И выделяется энергия. Именно так часто человек и приходит к первому сновидению.
Технически выполнение перепросмотра довольно простое. Выделяют несколько ключевых деталей: место, дыхание и список.

Место должно быть уединенным, тихим. Пререпросмотр проводят, как правило, сидя в картонном или деревянном ящике в положении с поднятыми коленями, прижатыми к груди. Время от времени, приходится менять положение ног, так как ноги затекают, для этого можно использовать йоговские асаны медитативные (сукх-асана, ваджрасасна, полулототс, лотос, гуптасана). У ящика должен быть верх с вентиляцией - в верхней крышке прорезаются отверстия. Еще лучше - вообще сделать верх из тонких деревянных планок в виде решетки. Вот что пишет Кастанеда: "...что сталкеры пользуются ящиками или земляными гробами, чтобы закрываться в них, пока они вновь переживают, а не просто пересматривают каждый момент своей жизни. Причина, по которой сталкеры должны пересматривать свою жизнь таким подробным образом состоит в том, что дар орла человеку включает в себя его согласие принять вместо настоящего сознания суррогат, если этот суррогат будет совершенной копией."

Список должен быть заранее подготовлен, например в отдельной тетради. Людей, которых выбрали для перепросмотра в данную сессию, можно выписать на кусочек белого пластика. По мере перепросматривания - имена с пластика стираете обычным ластиком. А основной список хранится дальше в тетради, он еще понадобится, так как существуют несколько кругов перепросмотра. Первый круг - это краткий перепросмотр всех людей и событий с ними связанными. Второй круг - детальный перепросмотр всех явлений, вспоминая все вплоть до мельчайших деталей (цвета, запаха, вкуса, мыслей...) Традиционно проводят перепросмотр от настоящего времени до рождения. И третий круг перепросмотра - это составление мозаики перепросматриваемой жизни по случайным сюжетам, полагаясь на Дух. То есть в третьем кругу список уже фактически не нужен. Для составления самого списка можно использовать принцип разделения людей по сферам деятельности. С собой в ящик хорошо прихватить фонарик, так как часто перепросмотр проводится по ночам, когда все домашние спят:).
Дыхание. Известно несколько видов дыхания, описанных Кастанедой и его когортой. Но суть одна - с помощью дыхания мы возвращаем себе утерянные энергетические волокна. Мы используем синтезированный вариант дыхания из нескольких описаний. Берется человек первый из списка. Подбородок на правом плече. С поворотом головы делается вдох, оживляя события связанные с этим человеком. Голова возвращается в центральное положение и осуществляется выдох. Затем вспоминается событие, причём время от времени следует делать"обмахивание ветром"(с)Хуан Матус: вдох-поворот головы от правого плеча к левому, выдох- поворот головы от левого плеча к правому. Во время вдоха мы возвращаем свои энергетические волокна, во время выдоха - выбрасываем чужие. Когда событие перепросмотрено (а это по внутренним ощущениям), делаем поворот головы справа на лево и обратно БЕЗ дыхания. Этим мы обрываем остатки энергетических волокон, связывающих нас. Кроме того сам процесс вспоминания удобно разделять на:
вспоминание деталей события, вспоминания людей и взаимоотношений, перепросмотр своего Отношения к данному событию.

"...Флоринда объяснила, что ключевым моментом пересмотра было дыхание. Для нее дыхание было магическим, потому что это была функция, дающая жизнь. Она сказала, что пересматривать легко, если сможешь уменьшить область возбуждения вокруг тела. В этом и был смысл ящика. Затем дыхание будет выносить все более и более глубокие воспоминания. Теоретически сталкеры должны вспомнить каждое чувство, которое было у них в жизни, а этот процесс начинается у них с дыхания..."

Есть один нюанс. Если вы не хотите разрыва(изменения) отношений с каким либо человеком - повремените с его перепросмотром. Наши отношения базируются на энергообмене. А разорвав энергетический баланс (или дисбаланс:)) с даным человеком (мужем, женой, парнем, девушкой...), вы провоцируете изменение отношений.

ДЕПРЕССИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТОВ ПЕРЕПРОСМОТРА

Последнее время техника перепросмотра приобрела специфическую популярность (возможно, иногда неоправданную и чрезмерную). Традиционно (т.е. в соответствии с книгами Кастанеды) перепросмотр входит в технологию сталкинга, хотя значение его поистине универсально, о чем свидетельствует, в частности, практика сновидящих.

Действительно, перепросмотр - это та ступень, пройти которую рано или поздно приходится всем, кто рассчитывает на серьезные достижения в кастанедовской дисциплине. Пересмотр справедливо было бы назвать "базовой очисткой" тоналя, которая является необходимым условием для качественного сновидения и сталкинга, для эффективной работы с намерением, поддержания безупречности, тем более для высших реализаций нагуализма - формирования дубля и телепортации.

При этом перепросмотр часто сопровождается весьма драматическими эффектами, о которых должны знать все желающие действительно приблизиться к нагуалю. В частности, перепросмотр может приводить к депрессии, о чем следует сказать особо.

Собственно говоря, депрессия как один из эффектов перепросмотра является актуальной темой только потому, что нынешние "толтеки" не вполне представляют себе последовательность и внутренний дух дон-хуановской дисциплины. Традиция предписывает использование перепросмотра лишь после полноценного освоения идей безупречности в повседневной жизни, после освоения хотя бы начальных навыков остановки внутреннего диалога и определенной перестройки иерархии жизненных ценностей в кастанедовском духе. Этот процесс требует времени. Следует иметь в виду, что перепросмотр ни в коем случае не предназначен для начинающих. Тем не менее, энтузиасты последних лет нередко полагают, что приобщение к толтекской магии начинается именно с Тенсегрити и перепросмотра. В результате довольно часто первое вызывает психоэнергетические расстройства, а перепросмотр - депрессию и уродливые изменения личности.

Безусловно, личная история после тщательного перепросмотра не так уж часто вызывает положительные эмоции. Подсознательно мы всегда осведомлены, что наши мысли и поступки вряд ли совпадают с тем образом, что укрепит самооценку, т.е. усилит чувство собственной важности - главную защиту эго от агрессии внешней среды. Перепросмотр делает наше эго беспомощным, оно теряет внутренние ориентиры и буквально цепенеет перед откровениями того беспристрастного наблюдателя, которым является центр чистого осознания, точка сборки - ведь ей нет никакого дела до чувства вины, стыда, смущения, разочарования и надежд. Неэгоистический, "обнаженный" взгляд на самого себя может шокировать нормального человека ("человека тоналя") до такой степени, что мир покажется адом, а вся предыдущая жизнь - падением в бездну, где нет ни смысла, ни исхода борьбы. Легко представить, к каким последствиям, как правило, приводят такие открытия.

Подобные эффекты часто демонстрирует дилетантский психоанализ. Аналитик, не одаренный должным тактом и интуицией, может буквально погубить пациента, сообщив ему подлинные мотивы его поведения. К несчастью, наше эго намного безобразнее, чем мы себе воображаем, а наша самооценка - более хрупкое образование, чем нам хотелось бы. Крушение этих фундаментальных критериев образа себя для "человека тоналя" может явиться экзистенциальной катастрофой. И это не пустые слова, их подтверждает личный опыт общения с начинающими "толтеками".

Итак, для неофита перепросмотр - в первую очередь, источник неприятностей, неуверенности и самоунижения, доходящего порой до губительных масштабов. Депрессия - самое распространенное и далеко не самое страшное следствие перепросмотра. Она может быть затяжной или короткой, глубокой или поверхностной: в любом случае, результаты подобной угнетенности обязательно проявят себя в жизни субъекта. Такие результаты, как правило, приносят пользу только тем, кто упрямо следует дон-хуановским идеям всю оставшуюся жизнь. В противном случае расстроенная несвоевременным перепросмотром "система эго" существенно снижает эффективность личности при осуществлении обычных сценариев самореализации эго в мире тоналя. Проще говоря, человек становится несчастным здесь, ничего не обретая "там". Обязательно следует помнить, что фрагментарное использование толтекской техники чаще приносит вред, чем пользу. Мы часто забываем, что древняя магия никогда не была предназначена для массового употребления мирянами с их склонностью выбирать из целого самые удобные части, самые близкие идеи и самые легкие пути их осуществления. Сегодня редкий человек способен модифицировать древнюю технику самотрансформации "на себя" - сначала попробуйте разобраться, способны ли на это вы. Возможно, именно в этих случаях нужен "гуру" - инструктор, советчик и т.п. К несчастью, мы крайне редко встречаемся с подобными специалистами.

Нетрудно заметить, что причиной депрессии после перепросмотра в той или иной степени является крах самооценки. Оказывается, что мы не столь умны, как думалось раньше, не столь воспитанны, не столь доброжелательны, не столь духовны и т.д. и т.п. Скажем прямо: в результате перепросмотра все мы выглядим отвратительно. Если же ваша самооценка не изменилась, будьте уверены - это был не перепросмотр, а очередной самообман. Только истинный воин в данной ситуации способен избежать депрессии.

Как же поступать в случае такого кризиса? Безусловно, сама техника перепросмотра содержит в себе разрешение всех проблем. Последовательное рассмотрение собственных переживаний - без страха, без уверток, до самого конца - препятствует зарождению депрессивных реакций или состояний. Беда в том, что большинство из нас, встретившись с ужасом Реальности, шарахается и застывает где-нибудь в углу с колотящимся сердцем. Мимолетный взгляд на самого себя вызывает столбняк почти в буквальном смысле. Пытаясь и постоянно отступая назад (а это и есть самый распространенный сценарий перепросмотра), мы создаем оптимальные условия для депрессии, всестороннего самоуничижения и отчаянья - то есть, именно того, что препятствует любому продвижению на пути самотрансформации.

Разоблаченная личность попросту обижается на то, что ее поставили в такое неловкое положение. Именно здесь неожиданно обнаруживается, что подлинное Я (нагуаль) имеет мало общего с привычной нам личностью (тоналем). Сразу хочу сказать, что напрашивающаяся аналогия с сознанием и бессознательным здесь неуместна, поскольку отражает лишь небольшую часть проблемы - это не просто две стороны психики, это именно две ЧАСТИ НАШЕГО СУЩЕСТВА, прочно связанные с поведением, реакциями, а главное - энергетическим тонусом целого. Обида автоматически превращается в бессознательный отказ от любой дальнейшей деятельности - то есть, мы имеем дело с одним из вариантов "сжатия тоналя". Кастанеда был совершенно прав, когда указывал, что тональ очень уязвим, стеснителен и обидчив. Тому есть и метафизическое объяснение - тональ вторичен и необязателен для Реальности, его обратная сторона прекрасно об этом осведомлена, и именно поэтому с такой необузданной и мрачной страстью он борется с любыми нападками на собственное существование.

На эту тему можно было бу написать целый трактат, но самое важно легко понять и так: НЕ ПЕРЕПРОСМОТР ОБЕСПЕЧИВАЕТ НЕОБХОДИМУЮ БЕЗУПРЕЧНОСТЬ, А БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОТЕКАНИЕ ПЕРЕПРОСМОТРА. Это важное положение и не следует о нем забывать.

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа - это практики по сохранению, добыванию, экономии, преумножению и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки (ТС). Необходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки обыкновенного человека намертво фиксирована в одной определенной позиции, соответствующей восприятию обычного повседневного мира, а для того, чтобы ее сдвинуть в другую позицию, нужен колоссальный запас энергии (личной силы).

2. Вторая группа - это техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новом положении.

Остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог - способ удержания точки сборки в положении, которое соответствует восприятию обычного человеческого мира. Постоянная внутренняя болтовня забирает на себя большую часть свободной энергии человека. Остановив внутренний диалог, человек, во-первых, получает возможность сдвинуть свою точку сборки с жесткой фиксации, а во-вторых - высвобождает большое количество энергии. Но так как внутренний диалог является нашей привычкой с самого раннего детства, его нельзя остановить только одним желанием: для этого существуют различные техники, в основном сводящихся к неделанию в его разных формах. Hекоторые из них перечислены ниже.

HЕ-делание (Not-Doing).

К неделанию можно отнести фокусиpование внимания на пpедметах ежедневного мира, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те элементы, из котоpых не складывается наша ежедневная каpтина миpа. Hапpимеp, вместо того, чтобы наблюдать предметы, можно pассматpивать их тени, не листья, а пpосветы между листьями, пока не сложится новая каpтина.
Неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, которое не входит в стандартный инвентарный список - например, совершая обычные действия необычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking).

Это движение со скрюченными пальцами и вниманием на руках, при котором нужно напpавлять взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновременно все пространство перед собой. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, и он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.

Созеpцание (Gazing).

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо одной части видимого. При созерцании видишь все… и ничего конкретно. Созерцание может применяться в практике «неделания», например, рассматривая дерево, человек создает это дерево - находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те ключевые элементы, из которых, по его опыту, должно состоять ДЕРЕВО. В практике «созерцания» можно смотреть не на сами листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом, получается некое «призрачное дерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных описательных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому меняется привычных ход внутреннего диалога, что само по себе сдвигает Точку сборки (ТС).

Карлос Кастанеда — американец перуанского происхождения, его цикл «Учение Дона Хуана» рассказывает о годах, проведенных в ученичестве у старого индейца, познавшего Истину, соотношение материи и духа, место человека в мире и его взаимодействие с природой. Практика Кастанеды нацелена на то, чтобы научить людей не плыть по течению своей жизни, а самим стать рулевыми, непосредственно влиять на окружающую действительность и происходящие события. Целый комплекс практик объединен термином «сталкинг» — это методы, дающие внутреннюю силу, повышающие уровень энергии неофита, проясняющие его сознание. Считается, что все последователи Кастанеды делятся на две большие группы: сновидцев и сталкеров. Маги древности, говорит учитель, в совершенстве владели обоими способами, но современные последователи редко достигают такого уровня.

Что практиковать по Кастанеде, чтобы сравниться с магами древности?

Цель любой техники американского гуру – избавление от личности, стирание собственного «я». Лучше всего это достигается с помощью «перепросмотра» — мысленного возвращения в события прошлого, чтобы забрать оставленную там энергию. В повседневной жизни рекомендуется практиковать «контролируемую глупость» — любая эмоция, каждое переживание являются действием нашей личности, у которой мы находимся в рабстве. Нужно избавиться от страстей, но имитировать их так точно, чтобы ни у окружающих, ни у тебя самого не возникло сомнения, что ты действительно их испытываешь. В первую очередь, пишет американский провозвестник новой эры духовных исканий, нужно научиться осознавать себя в сновидениях, именно это станет первым шагом по Пути Воина. Ночью мы не управляем материей сна. А ведь это – путешествие по бесконечной базе данных, по воплощенным и потенциальным мирам. Древние мастера, говорит Карлос, умели оставаться в этом субкосмосе так долго, как считали нужным, таким образом они могли даже путешествовать между мирами. Для современного обывателя будет подвигом уже научиться понимать, что он спит. Следующим шагом станет влияние на ткань сновидения, классические пресловутые полеты по собственному желанию и моментальная смена декораций, если сюжет сна выходит из-под контроля. Для этого, заснув, нужно сфокусировать внимание на своих ладонях, попытаться рассмотреть их в мельчайших деталях. Это только звучит просто, на самом деле у неофитов уходят недели на освоение этого элементарного упражнения. Так, через сон, «с изнанки» реальности можно влиять и на лицевую сторону, но существуют и другие способы – Кастанеда говорит о третьем внимании, отключении внутреннего диалога, управлении энергией намерения. Чего может достичь человек, овладевший искусством старого индейца? В буквальном смысле – всего. Он становится всемогущ. Мало того, утверждает Карлос Кастанеда, практика влияния на свое астральное тело, смещения загадочной точки сборки, которая и определяет наше восприятие, и прочих метафизических упражнений была нормой для наших предков. Часть магических практик древних была преобразована Доном Хуаном и его учениками, так возникло Тенсёгрити – искусство магических пассов, нацеленное на смещение точки сборки и удержание ее в новом положении.

Отражения

Как иронически говорил кто-то из классиков, человек состоит из «душки и тушки», и вот первая-то всегда была объектом неослабевающего интереса философов, ученых и простых обывателей. Во-первых, сильное сомнение вызывает сам факт ее существования, ведь он недоказуем, во-вторых, если потребности тела понятны, то как тренировать и развивать абстрактную субстанцию – большой вопрос. Однако потребность такая есть, и подсознательно все ее чувствуют. Иначе бы не пользовалась такой популярностью предлагаемая практика, Карлос Кастанеда был в своем роде первопроходцем, но не уникальным феноменом. Писатели Ричард Бах, Пауло Коэльо, Вадим Зеланд пишут о том же. Мало того, если обратить пристальное внимание на восточные религии – Буддизм, Даосизм, Синто и прочие – окажется, что никакого тайного сакрального знания нет, все сказано тысячелетия назад. Все они говорят разными словами одно и то же: в центре твоей уникальной вселенной – ты. Тебе решать, какой она будет, а мы только дадим тебе оружие для этого и научим им пользоваться.

практики кастанеды