Покаяние раскольникова. Душевная жизнь и раскаяние раскольникова Когда раскольников раскаялся


Родион Раскольников – главный герой произведение Ф. М. Достоевского «Преступнее и наказание», по названию которого сразу же становится понятно, что нам нужно ждать некое преступление и последующее за ним наказание. И если с первым всё относительно легко: студент совершает убийство; то над вторым придётся призадуматься, ведь наказание здесь вовсе не обычное.

Раскольников – бедный студент, которому нечем оплачивать учёбу.

Живёт он в маленькой каморке, ест когда и что придётся. Будучи старшим ребёнком в семье, он горячо любим матерью, но она не в силах обеспечить его материальной поддержкой. И только сестра Дуня зарабатывает хоть какие-то деньги, которые отправляет Родиону, потому что неимоверно любит его. Раскольников страдает сам и понимает, что его сестра страдает ради него. Он часто посещает разные закусочные и забегаловки, где узнаёт, что его семья не одинока в своих страданиях. Осознание этого служит основой его теории, которая до сих пор является достаточно спорной.

Главный герой часто думал насчёт всеобщей нищеты, насчёт своего горя. Со временем он приходит к выводу, что всё это задумано с той целью, чтобы показать разницу между людьми.

Родион считает, что есть люди «обыкновенные», которыми можно и нужно управлять, ведь они живут просто для продолжения рода, а есть люди «необыкновенные». Таких особенных людей существует крайне мало, но они есть в каждой эпохе, они строят новый мир, последнее слово всегда за ними. Раскольников даже написал статью, что некоторым людям дозволено идти на преступление ради высшей цели, которая изменит весь мир к лучшему. Он и себя причислял в этот список, считал себя человеком, а не «вошью». Из-за этого он и противопоставлял себя остальным людям, и хотел доказать это себе. Так что после долгих раздумий он решился на убийство старухи-процентщицы, которая была для Родиона «дрожащей тварью». Он не видел ничего предосудительного в своём замысле, ведь считал это добрым делом, потому что Алёна Ивановна разживалась на горе и нищете остальных, а за счёт её богатств можно было помочь многим беднякам. Раскольников совершает множество ошибок до, во время и после преступления, которые доставляют ему ещё большие трудности. Так, например, ему приходится убить ещё и Лизавету Ивановну, сестру процентщицы, которая вернулась домой слишком рано. Кроме того, он оставляет множество улик и даже несколько возможных свидетелей. Да и свою «благородную» цель так и не достигает, Родион даже не оставляет себе никаких денег или дорогостоящих украшений, которые изначально были предлогом для преступления. Раскольников совершенно падает в глазах читателя после ряда таких оплошностей.

Но нельзя забывать и про положительные черты главного героя. Он опустился так низко только из-за своего плохого экономического положения, а в душе он всё равно остался достаточно добрым и отзывчивым человеком. Родион всегда был готов помочь нуждающимся: семья Мармеладовых, попрошайки на улице. Он всё равно остался человеком, хотя на него плохо повлияли его отчаяние, болезнь и переживания. После преступления Раскольникову предстоит долгая и упорная борьба с самим собой, что и будет являться главным наказанием. Многие настроены против него, но большинство близких поддерживают Родиона и не верят в его виновность. Он долго находится в болезненном состоянии и не может принять чью-либо сторону. Но в конечном итоге любовь друзей и родственников пробуждает в душе Раскольникова чувство вины, хоть он и отрицает это до последнего. Лишь через полтора года каторги он раскаивается в своём преступлении, Родион искупает свой грех долгими страданиями и мучениями, он очищает душу от страшного бремени убийства и становится по-настоящему счастливым человеком, запуская любовь Сони в своё сердце. Эта девушка и направила Раскольникова на правильный путь, поддерживала его своей любовью и заботой, и всё это нашло отклик в сохранившем свою чистоту сердце Родиона. Теперь-то он понимает, что «необыкновенные» - это не те, кто стоит выше других, а те, кто готов пожертвовать всем ради остальных.

Мы наблюдаем преступление и наказание, путь Раскольникова от замысла убийства и его свершения до страданий и раскаяния. Мы ненавидим, жалеем и любим главного героя, но всё это ведёт к одному – мы проникаемся им и самим произведением. Ф. М. Достоевский показывает, что людей нужно не судить, а любить.

Ответ или решение 1

1. На протяжении всего романа Раскольников не раскаивается в своём преступлении, ведь оно было им совершено для того, чтобы проверить свою теорию. А согласно этой теории раскаяние будет означать, что он принадлежит к «тварям дрожащим», а он хотел доказать обратное. Поэтому он всеми силами пытался скрыть его и избежать наказания. Единственное, о чём он переживал, это то, что был недостаточно осторожен и может «погореть» из-за пустяка. Даже на каторге другие осуждённые считали его «убивцем», потому что он продолжал жить своей теорией, а свою вину видел в том, что не смог выдержать и признался во всём. Но в эпилоге говорится о том, что он принял и поверил идею Сони, которая прямо противопоставлена его теории. Он начинает верить в Бога, к нему начинают относится по-другому. Это говорит о том, что он изменил свою точку зрения и отказался от своей теории, а значит, понял, что убийство человека, каким бы он ни был, большое преступление.

2. Порфирий Петрович опытный следователь, поэтому он понимает, что Раскольников не родился убийцей, а стал преступником в силу обстоятельств. Он сделал это ради спасения других людей, для очищения мира, то есть им двигала праведная цель, но путь к этой цели он выбрал неправильный. А так как на самом деле Раскольников добрый и отзывчивый человек, совершивший ошибку, то ему морально очень тяжело, его раздирают внутренние противоречия, и следователь это понимает. Нормальный человек не может спокойно нести такой груз.

Почему Раскольников сознался в убийстве, но не раскаивается в нем? (Достоевский Ф. М.)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» изначально был определен как «психологический отчет одного преступления». Главное в книге — не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же «завершителям человечества» все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок (ибо, как «сверхчеловек», он «право имеет»).

Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.

Одна из главных причин, заставивших Раскольникова сознаться — крах его теории. Герой понимает, что, переступив черту, он не стал «сверхчеловеком», а остался таким же, как и все: «Повинуйся, дрожащая тварь — и не желай, потому — не твое дело». Большое влияние на преступника оказала Соня Мармеладова. Она совершает преступление над собой, страдает ради блага семьи, идет по дороге самопожертвования:». и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты. » Девушка не понимает, как можно преступить нравственный закон, запрещающий убивать людей, и предлагает Родиону сознаться:»Стань на перекрестк, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух:»Я убил!»

В конце концов Раскольников идет по пути Сони — решает страдать во искупление своего греха и является с повинной. Молодой человек несет наказание. Но с каторгой жизнь для героя не кончается, напротив, он духовно выздоравливает и стремится душой к возрождению: за новую жизнь нужно будет «заплатить. великим, будущим подвигом. «

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
Урок «Преступление и наказание Родионе Раскольникова»

Открытый урок в 11а классе

«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»

Цель: проследить, как «потрясенный, выбитый из колеи жизни» герой пришел к преступлению и какое наказание понес.

Городской семинар-практикум для слушателей курсов МИОО

«Система работы по развитию слухового восприятия и формирования правильного произношения в школе для слабослышащих детей».

Дата проведения: 21.03.2006г.

Место проведения: ГОУ специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30 II вида им. К.А. Микаэльяна.

Учитель: ЯРОШЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Ход урока

1. Ученик читает сцену убийства старухи-проценщицы и ее сестры Лизаветы:

«Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила.

…Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове… Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом, и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу: она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все были сморщены и искажены судорогой.»…

«Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят… Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть…Он бросился на нее с топором: губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать… Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась…»

УЧИТЕЛЬ:

Как пришел герой к такому страшному преступлению, и какое наказание понес? На этом уроке нам предстоит ответить на эти вопросы, поэтому тема урока сегодня звучит так:

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА».

О причинах своего преступления Раскольников рассказывает Сонечке Мармеладовой. Какие это причины?

И почему, прежде, чем объявить причины, он задает Сонечке вопрос, который его давно мучает. Какой?

Кому жить: подлецам, мерзавцам, типа Лужина, им жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?

УЧИТЕЛЬ: Задавая этот вопрос, на что он рассчитывал?

ОТВЕТ: Вероятно, на то, что Соня скажет: конечно же, жить Катерине Ивановне. Но Соня неожиданно отвечает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу… Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить.» Соня живет пео другим законам. Законам Божьим.

И вот такому человеку неожидан, как бы для проверки своей теории, Раскольников открывает душу. Какие причины он называет?

Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Штука в том: я задал себе один вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон инее было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Моблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто -запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился бы он на это, если бы другого выхода не было?

…вот я и решил, завладев старухиными деньгами. Уподобить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать..

… не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил: для себя убил, для себя одного…

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ…

О каком праве идет речь?

5. УЧЕНИК делает сообщение «ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА О ПРАВЕ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ».

Так какая же причина является главной? Докажите свое мнение. Как на признание Раскольникова реагирует Сонечка?

— Что Вы над собой сделали?! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!

Это она говорит убийце! Почему она его жалеет?

ОТВЕТ: Она поняла, какие муки теперь обрушились на Раскольникова. А почему муки? Ведь у него все удачно получилось: проверил себя, старуха- проценщица убита, деньги спрятаны и золотые украшения спрятаны в надежном месте, против Раскольникова никаких улик. Можно жить спокойно. Но что происходит с Раскольниковым?

УЧИТЕЛЬ: Что происходит с Раскольниковым?

ОТВЕТ: В первое мгновение на следующее утро он думал, что сойдет с ума. Страшный озноб охватил его. С этой минуты и начались его мучения. Он идет в контору с твердым намерением все рассказать: «Войду, встану на колени и скажу,»- подумал он. Но не сказал, а упал в обморок от душевного напряжения и страха. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его…Ему показалось, что он как будто ножницами ОТРЕЗАЛ САМ СЕБЯ ОТ ВСЕХ И ВСЕГО В ЭТУ МИНУТУ». Даже встреча с матерью и сестрой не приносит радости и успокоения. Он почувствовал, что не может с ними нормально разговаривать, общаться, что непреодолимая стена стала между ними. Состояние муки и страдания постепенно достигает наивысшего напряжения: «Сегодня же! Сегодня же!». «Он не знал, да и недумал о том, куда идти; он знал одно: что это надо кончить сегодня же, за один раз, сейчас же, что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить. Как кончить? Чем кончить? Об этом он не имел и понятия, да и думать не хотел». Выходит на улицу,… но так и не решил, что же сделать, чтобы закончились муки.

Сделаем вывод из сказанного. Бесчеловечная «ИДЕЯ» привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. Хотя его увлекла идея сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих», и у него возникло страстное желание войти в число «сильных мира сего», но его душевные муки показали, что примкнуть к миру людей, исповедующих его теорию, Раскольников не может.

Живая душа, человеческая природа сопротивляется идее о праве сильной личности. Болезненное внутреннее состояние Раскольникова вызвано тем, что «натура» уму героя не подвластна. Поэтому-то Порфирий Петрович делает ставку на живую и сложную душу Родиона и старается вывести его из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно- неопределенное самочувствие, которое невыносимо для героя романа. Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?

И после преступления Раскольников не признает себя виновным, продолжает верить в свою теорию, оправдывающую «кровь по совести». Суд официальный и юридическое наказание ничего не решили в его судьбе: в своем преступлении он не раскаивается.

В чем же тогда упрекает себя Раскольников?

Раскольников Упрекает себя только в том, что сделал явку с повинной, не вынес идеи, вдохновившей его на преступление. Сознание, что он «ВОШЬ», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. Вот его размышления после встречи с мещанином: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин тот, кому все разрешается…»

Не торжество победителя, а невыносимые муки рождает в душе Раскольникова совершенное им убийство. Нет, не может он заковать свои чувства в бронзу, преодолеть в себе человека, способного к состраданию и чуткого к несчастьям людей.

УЧИТЕЛЬ: Нет ли противоречия в наших рассуждениях: Раскольников в своем преступлении не раскаивается и тем не менее совершает «явку с повинной»? Почему?

Страх быть разоблаченным заставил его пойти и сознаться в преступлении. Сознаться быстрее, чтобы не мучиться?

Или к признанию привело Раскольникова противоречие. Он во власти теории, но душа его – душа живого человека, в котором очень сильны чувства гуманные: душевность, жалость, любовь к людям.

Какой же ответ правильный? Хотя против Раскольникова нет твердых доказательств(Миколка признался в убийстве, Свидригайлов, все знавший, застрелился), герой романа делает явку с повинной, потому что не выдержал мучительного ощущения разъединенности с людьми. Душевная пустота и разомкнутость с людьми просто не выносимы. Самое сильное ощущение Раскольникова – тоска по человеку, желание найти утраченный контакт с людьми. Самое страшное наказание для него – ощущение своей отчужденности от людей.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА:

Итак, путь, который избрал Раскольников, порочен,- доказывает Достоевский. «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекари- социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой». Достоевский хочет убедить читателя, что источник обновления мира, путь к человеческому братству не в борьбе и протесте, а в нравственном усовершенствовании личности, в единении людей на основе христианских идеалов.

Актуален ли роман в наши дни? Актуален как никогда. В нашем мире насилия, «властелинов» и «тварей дрожащих» развенчание идеи о праве сильной личности очень актуально.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы: Винокурова Н.М. .

Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т.

Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока — развитие критического мышлен.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский.

Презентация для урока литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе.

Учебная презентация к уроку литературы в 10 классе. Цель — выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя.

Раскаялся раскольников своем преступлении

Читая Достоевского. Раскольников.

В литературе о Достоевском накоплеы десятки версий о причинах преступления Раскольникова. Попытаемся изложить свою собственную.

Сам Раскольников объясняет причину своего поражения тем, что он оказался слишком слаб, чтобы занять место в ряду «личностей». Вряд ли однако, это на самом деле так, потому что во всем, что не касается его злополучного преступления, Раскольников выказывает себя как сильная волевая натура, уверенно подчиняющая себе большинство окружающих. Главное же, что разумом Раскольников отстаивает свой поступок до конца.

Но вот мы видим, как в этот разум, в сознательные пределы его «я» начинает вторгаться какая-то непредусмотренная им сила, производя там разрушения и смуту. Вот, например, как описывается первое столкновение Раскольникова с этим новым для него и загадочным «ощущением». Раскольников вызван в участок, но убеждается, что на него пока не падает никаких подозрений.

«Но странное дело, ему вдруг стало самому решительно все равно до чьего бы то ни было мнения, и перемена эта произошла в один миг, одну минуту. Если бы он захотел подумать немного, то, конечно, удивился бы, как он мог говорить с ними минуту назад и даже навязываться со своими чувствами. И откуда взялись эти чувства? Напротив, теперь, если бы комната наполнилась первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы у него ни одного человеческого слова, до того вдруг опустело его сердце. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения сказалось душе его. Если бы его приговорили даже сжечь в эту минуту, то и тогда он не шевельнулся бы, даже вряд ли выслушал бы приговор внимательно. С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, внезапное и никогда не бывалое. Не то, чтоб он ясно понимал, но он чувствовал, всей силой ощущения, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже с чем бы то ни было ему уже нельзя обращаться к этим людям в квартальной конторе, и будь все это его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже в никаком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного странного и мучительного ощущения. И что всего мучительней — это было больше ощущение, чем сознание, понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение изо всех до сих пор жизнию пережитых ощущений».

Этот отрывок не попадал до сих пор в поле внимания многочисленных исследователей «Преступления и наказания». Между тем он заслуживает самого пристального, «медленного» чтения. В нем от фразы к фразе накапливается иноформация о подлинной причине явки Раскольникова с повинной. Это некоторый внезапный и непередаваемый приступ тоски, отчаяния, равнодушия и отвращения вместе. Раскольников предусмотрел все последствия своего преступления, в том числе и возможные муки совести. Но не она, а что-то «совершенно ему незнакомое», «никогда не бывалое» внезапно сотрясает все его жизненное вещество. Раскольников не может ни понять, ни объяснить самому себе, почему и что именно с ним происходит. «Это» настигает его всегда неожиданно и ввергает в пучину невыносимого одиночестваа, извращает и обращает в свою противоположность все его жизненные реакции и привязанности. Прежде он любил свою сестру и мать — теперь он их почти ненавидит; заботы без памяти преданного ему Разумихина вызывают у него злобу и отвращение; воспоминание о том, как он защитил от уличных приставаний несовершенолетнюю девочку, становится ему ненавистным. Им постоянно овладевает бесконечное, почти физическое отвращение ко всему окружающему и встречающемуся, «упорное, злобное, ненавистное». И чем дальше, тем эти приступы чаще, но всегда неожиданно обрушиваются на измученного Раскольникова, доводя его до полной прострации.

Не в силах разобраться в этих необъяснимых (и до конца не объясняемых автором) парадоксах раскольниковского сознания, читатель начинает склоняться к упрощенной, но удобопонятной версии, согласно которой причинами, побудившими Раскольникова сознаться, была все-таки его совесть, также мольбы Сонечки и глас народа, переданный в образе мастерового Миколки и загадочного мещанина, сказавшего «ты убивец».

Нельзя, однако, не видеть, что столкновение Раскольникова с нравственным миром Сонечки переубеждает его в чем угодно, кроме главного: уверенности в правоте своей идеи. Его мыслительные твердыни и слишком крепки и выстроены с достаточным запасом прочности, чтобы разрушиться от первого же непредвиденного укора чужой совести. В промежутках между «приступами» могучий разум героя без труда расправляется с нравственными аргументами своих обличителей, и, пока его воля и сознание при нем, он соглашается лишь с тем, что оказался не «Наполеоном», а такой же «вошью», как убитая им старушонка. Никакого осознанного раскаяния он при этом не испытывает. И даже на каторге, через год после суда и за несколько страниц до окончания романа, он не может найти в своем поступке ничего такого, что бы заставило его раскаяться:

«О, как бы счастлив он был, если бы мог сам судить себя. Он снес бы тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная его совесть не нашла никакой особенно опасной вины, кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы и должен был смириться перед «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет хоть сколько-нибудь успокоить себя/ . /. Он не раскаивался в своем преступлении (курсив наш — В.С.)».

Итак, внутренне Раскольников все-таки не осудил себя. Он покаялся, но не раскаялся. Ни его собственная совесть, ни христианские доводы Сонечки, ни вдруг понятая им идея страдания — ни один из этих доводов не стал для Раскольникова, оказывается, ни непредусмотренным, ни решающим; ни один из них не вышел за рамки тех аргументов, которые ни были бы заранее предусмотрены его изощренным, «как бритва», сознанием. Раскольников страдает не потому, что убил, а потому, что он не может после этого убийства жить. Он именно не раскаивается, а судорожно ищет путей, которые помогли бы ему вернуть утраченное психическое равновесие. И если бы кто другой, например, Свидригайлов, смог убедительно доказать, что его спасение в новом убийстве, Раскольников скорее всего совершил бы и его — слишком невыносимы его душевные муки. Он, кстати, и идет однажды к Свидригайлову, и идет именно за «указанием», за «выходом», другое дело, что Свидригайлов, как и Соня, ничего такого, что бы облегчило его мучения, предложить не может. В конце концов, исчерпав в борьбе с ненавистным, но по-прежнему загадочным «ощущением» все свои силы, Раскольников покоряется требованию Сони, но так и не переживает очищающего катарсиса. И на каторге лишь подтверждается его безрадостная уверенность в том, что признание в убийстве ничего не изменит в его душевном состоянии и не принесет ему никакого облегчения.

Достоевский не ограничился, таким образом, в осуждении штирнерианствующего Раскольникова хрестоматийным вариантом этого осуждения, согласно которому Раскольников должен был бы сам осознать безнравственность своего поступка и внутренне возжаждать наказания за него. Он воплотил индивидуалистическую идею в образе нераскаявшегося преступника (а не раскаявшегося, как предпочитают считать многие), и ответил на «теорию» Раскольникова» своей собственной: по Достоевскому, если нравственный закон оказывается бессильным перед мыслительными твердынями индивидуалиста, он должен победить, нанося удар по нему самому, по его психической и физической нормальности.

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 71 893 раз
  • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?

    Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

    Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

    Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по‑прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по‑прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

    В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

    Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

    Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

    Последней каплей, заставившей Раскольникова все‑то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что‑то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что‑то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

    Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

    • Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
    • Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2012 г. N 302 "Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров" Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2012 г. N 302"Об установлении […]
    • Мосэнергосбыт подал иск к коммунальной квартире о взыскании задолженности Добрый день. Мосэнергосбыт подал в суд на коммунальную квартиру о взыскании задолженности на сумму 19 000, пени 4 500 и судебных расходов. Я весь период, указанны в иске (2010-2014 гг) исправно […]
    • Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н “Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении […]
    • ЗАКОНКрасноярского края О мировых судьях в Красноярском крае Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами «О статусе судей в Российской Федерации», […]
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
    • ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТАМОЖЕННОЙ РАСПИСКИ, ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ РАСПИСКИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ И (ИЛИ) ИНЫХ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВИВШИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ, ОБ ОФОРМЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ […]
    • Оформление в собственность земельного участка БЕСПЛАТНО СТОИМОСТЬ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ: (в стандартный пакет входят юридические услуги с подчеркнутой стоимостью) 2 500 р. 5 000 р. ЗАТРАТЫ ПО ДЕЛУ (помимо гонорара за оказание юридических услуг): 1 500 р. - […]

    Герой романа Федора Михайловича Достоевского - один из представителей, так называемых «лишних людей» в литературе того времени. Главное отличие Родиона Раскольникова заключается в его личности - стихийного бунтаря. Против чего бунтует герой? Какие способы избирает для того, чтобы выразить свой протест? И в чем, наконец, его покаяние?

    Для того, чтобы разобраться в острой проблеме Родиона Раскольникова, нужно обратить внимание на его письмо. То самое, в котором герой выразил свои мысли, и приведшее, в конечном счете, его к разоблачению. Основная мысль письма - «Тварь и дрожащая или право имею? » может быть выражена следующим образом. Раскольников придерживается мысли, что каждый человек сам себе господин и соответственно, все ему позволено. Во имя и ради себя, можно таким образом совершить любое преступление, вплоть до самого страшного - человекоубийства.

    Самое интересное то, что в романе присутствует еще одно преступление. Направленно оно, однако, не на физическое истребление, а на душевную гибель. И автор этого преступления - Сонечка Мармеладова. Прикрываясь христианским добродетельным веером и защитой семьи от голодной смерти, Сонечка идет на нравственное преступление. Разврат и греховное соблазнение, в конечном счете, должны погубить не только саму Сонечку, но и ее семью, которую она якобы защищает.

    (Кадр из кинофильма "преступление и наказание", роли Георгий Тараторкин и Татьяна Бедова, СССР 1969 )

    С другой стороны именно Сонечка, своим свободным выбором, толкает Родиона на убийство. Несмотря на смелые рассуждения, Раскольников никогда бы не решился не действие, если бы не пример Сонечки. Случайный разговор, подслушанный у пьяного в кабаке о юной проститутке - был тем толчком, который и стал решающим в преступлении героя.

    Покаяние Родиона началось, пожалуй, практически сразу после убийства старухи процентщицы. Если смерть старой, мерзкой коммерсантки еще могло быть оправдано больной совестью Раскольникова, то вот убийство ее сестры нет. С христианской точки зрения Лизавета Ивановна - тот самый невинный агнец, которого принесли в жертву. Абсолютно не виновата ни в чем, всю жизнь, страдающая от козней старухи-процентщицы, Лизавета стала точкой отсчета нравственного и духовного очищения героя. Если бы Раскольников действительно «право имел » он бы оставил Лизавету в живых. Убийство старой девы мгновенно поставило Родиона в разряд «тварей дрожащих ».

    (Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Владимира Уварова )

    Сказать, что покаяние Родиона Раскольникова возникло благодаря Соне Мармеладовой, пожалуй, необоснованно. Оно началось раньше и случилось бы и без нее. Но вот искупление, новая жизнь после совершенного стала возможна и Родиону, и Соне только друг с другом. Ведь и Соня Мармеладова благодаря Родиону нашла свое спасение.

    (6,5 МБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    I. Образовательная

    Обучающая:

    • Дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя.
    • Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
    • Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
    • Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
    • Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.

    Развивающая:

    • Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.

    Аналитические умения:

    • аргументировать свою точку зрения;
    • делать выводы и участвовать в дискуссии;
    • выражать свое отношение к прочитанному.

    Речевые умения:

    • создать устный ответ;
    • выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).

    II. Воспитательная:

    • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
    • помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

    Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

    Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)

    Задача сегодняшнего урока - проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.

    Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

    Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

    2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?

    Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.

    3. Презентация, слайд № 2

    Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?

    Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.

    Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.

    4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы: (Презентация, слайд № 3.)

    Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?

    Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?

    Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?

    Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.

    Примерные ответы учащихся:

    Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.

    Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.

    Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.

    5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление . Но совсем забыто слово совесть . Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов. Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”?

    Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся: преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.

    6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:

    • Можно назвать Раскольникова преступником?
    • Испытывает ли Раскольников муки совести?

    Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.

    Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.

    • Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь “не убий”. То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
    • Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу “я хочу”, “моя воля”. Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.

    7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?

    Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ: Смятение и суд совести.

    8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния? Ответ: Соня Мармеладова.

    9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?

    Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.

    10. Презентация, слайд № 5

    Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).

    Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1 , эпизод № 1, 2.) В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).

    Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.

    Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.

    11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

    12. Презентация, слайд № 6. Учитель. Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.

    13. Приложение № 1 , эпизод № 3. Учитель . После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа.Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.

    Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.

    Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.

    Вопросы к эпизоду:

    1. Как можно назвать данный эпизод?

    2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?

    3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?

    4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь

    5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.

    6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.

    7. Как прохожие реагируют на его поведение?

    8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.

    9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?

    10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?

    11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.

    12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?

    13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?

    14. Что означает для героя данная сцена?

    Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.

    Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.

    Примерные ответы.

    1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.

    2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.

    3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.

    Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.

    4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.

    5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.

    6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.

    7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.

    8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.

    9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.

    10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.

    11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.

    12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.

    отвечают на листе с эпизодом.

    13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.

    14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.

    14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.

    В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.

    15. Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:

    • “Что вы, что вы над собой сделали!”
    • “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”.
    • “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.

    Как вы понимаете слова Сони?

    Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ: не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.

    16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.

    Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.

    17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

    18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.

    Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.

    Список литературы

    1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
    2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
    3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
    4. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.

    — работа, где автор поднимает тему бедных и униженных людей. При этом данный роман посвящается анализу природы преступления, его социальной и нравственной стороне, а также анализу наказания, которое последует незамедлительно.

    Идея убийства возникла у героя романа Раскольникова, который возомнил себя сверхчеловеком и хотел проверить свою теорию. Однако ошибся в себе. Совершив преступление, герой потерял покой, его стала мучить совесть и он сделал вывод, что относится не к сверхлюдям, что могут решать чужие судьбы, а всего лишь тварь дрожащая.

    Раскаяние и наказание Раскольникова

    И вот, преступление совершено, но будет ли исповедь и раскаяние Раскольникова? Изучая произведение, мы видим, что путь Раскольникова к раскаянию длинный. Только после встречи с Соней, он решает раскаяться признаться в содеянном. Только эта девушка, которой смог открыть свою душу герой, смогла повлиять на его решение и раскаяться в романе Преступление и наказание. Это произошло в самом конце.

    Да, главный персонаж произведения долго не хотел смириться с тем, что по законам людей он является преступником. Он бунтует до последнего, но все же момент раскаяния Раскольникова, что подтверждают цитаты из романа, произошел. Персонаж отправляется сначала на площадь, где произошло всенародное покаяние. Там Раскольников преклонил колени и поцеловал землю, как бы прося прощения за содеянное. Однако перед самим народом не смог раскрыться, да и не было у него желания, ведь все его посчитали пьяным.

    Раскольников думал, что если он признается в убийстве перед тварями дрожащими, то он приравняет себя к ним, но к этому он еще не пришел окончательно.

    Не сразу признался он и в полицейском участке. Только после известия о самоубийстве Свидригайлова, и после видения Сони, на чьем лице отпечаталось что-то измученное и больное. Все это вместе натолкнуло Раскольникова на шаг признания. Но и в этот момент не произошло настоящего раскаяния. Оно пришло позже, на каторге. И только после этого герой облегчил душу, он ощутил единство со всем живым и со всем миром.