Подготовка к выходу на природу начинается. План-конспект урока по ОБЖ «Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. III. Изложение программного материала


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Подготовка к выходу на природуЗахарова Л.Ю., ГБОУ ПК «Школа-интернат для детей с нарушением зрения», г. Пермь Теперь вы знаете, как:ориентироваться на местности;определять стороны горизонта разными способами;пользоваться картой;устанавливать своё местонахождение на местности и на карте;выбирать нужное направление движения. Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем. Для того, чтобы любой выход на природу прошел успешно, к нему необходимо хорошо подготовиться. При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учетом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.
План похода:основные цели похода и учебные задачи;выбрать район похода и определить маршрут движения;детально изучить район путешествия;разработать маршрут с использованием крупномасштабной карты (установить начальную и конечную точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут). Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.
Участники похода собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута. 1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту. Отработка навыков ориентирования на местности2. У ориентира №1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения. З. На отрезке от ориентира №2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса. 4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы. 5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности. Подготовка к походу:собрать необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды;подготовить продукты питания и одежду по сезону;потренироваться в правильной укладке рюкзака;определить способы выхода в исходную точку (пешком или на транспорте). 1. Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает? 2. Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание? З. Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы? 4. Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему? Вопросы и задания Почему второму туристу трудно? Приятного вам отдыха! Ходите в походы, как настоящие профессионалы!


Приложенные файлы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"Как подготовиться к путешествию (к походу на природу), чтобы не попасть в экстремальную ситуацию"

Поход - организованное передвижение группы людей с определенной целью. Например, военный поход, поход по местам боевой славы, туристический поход.

Классификация походов

По способу передвижения походы бывают пешие, велосипедные, конные, водные, на собаках.

2. По продолжительности походы бывают однодневные, многодневные. 3. По сложности походы бывают категорийные, прогулочные.

Какие факторы необходимо учитывать, собираясь на природу? Социальные Военные конфликты Криминальные проявления Природные Температура воздуха Возможность осадков и стихийных бедствий Рельеф местности Техногенные Загрязнение воды, почвы и воздуха Возможность аварий и катастроф

ПОЧЕМУ У РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА?

Каковы причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций? Поломка техники в безлюдной местности Встреча с хищниками Недостаточный запас пищи и воды Непродуманная экипировка Потеря ориентации на местности Слабая физическая и психологическая подготовка

Что мы возьмем с собой в поход? Что положим в рюкзак?

ОБЩЕСТВЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ТУРИСТА

Личное снаряжение Рюкзак Туалетные принадлежности Блокнот, ручка Палатка Спальный мешок и трапик Перочинный нож Саперная лопатка Запасная одежда и обувь Надувная лодка и насос Накидка от дождя (1,5 х 1,5) Спички Посуда для приготовления пищи Запас продовольствия Миска, кружка, ложка Топорик Рабочие рукавицы Фонарик Карта и компас Аптечка

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Подумай и ответь Почему верхняя одежда туриста должна быть по возможности яркой? Почему нежелательно носить белье из синтетических материалов? Почему разношенная обувь более удобна в походе, чем новая?

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. В чем состоит главная задача при подготовке и проведении похода? А. В получении новых впечатлений и сведений; Б. В получении удовольствия; В. В обеспечении безопасности; Г. В образовании новых связей и знакомств.

2. Что необходимо сделать руководителю похода после разработки маршрута? А. Не следует что-либо предпринимать; Б. Согласовать маршрут с органами МВД; В. Утвердить маршрут в маршрутно-квалификационной комиссии; Г. Сообщить о маршруте и сроках его прохождения в поисково-спасательную службу МЧС России

3. В чём заключаются основные правила безопасного поведения человека на природе? А. Особых правил не существует; Б. Вести себя прилично; В. На маршруте или привале нельзя уходить от группы; Г. Быть внимательным и осторожным, и тогда медикаменты не понадобятся

4. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход? А. Модной; Б. Удобной; В. Плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать стопу; Г. Дорогой и фирменной

5. Найдите ошибку. Одежда туриста, отправляющегося в поход должна быть … А. Супермодной и дорогой; Б. Лёгкой, простой, удобной и иметь небольшой объём? В. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой; Г. Нижнее бельё должно хорошо поглощать пот.

Ответы на тест: 1 – В 2 – Г 3 - В, Г 4 - Б, В 5 – А Оценивание: 5 «+» = 5 4 «+» = 4 3 «+» = 3 МОЛОДЦЫ!

Назовите три группы факторов, которые необходимо учитывать, готовясь к путешествию по незнакомым местам? Достаточно ли для того, чтобы турпоход был успешным, тщательно проложить его маршрут по карте?

Как защитить спички от сырости? Что лучше взять с собой в поход: плитку шоколада или горсть любимых карамелек?


Подготовка к выходу на природу


Обсуждение похода

Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем.

При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учетом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При

этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.


Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут,

для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная

и конечная точки маршрута

и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.

Выбор маршрута


Отработка навыков ориентирования

1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.

2. У ориентира №1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.

З. На отрезке от ориентира №2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.

4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.

5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.


СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД

При подготовке к походу его участники:

  • собирают необходимое

снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону;

  • тренируются в правильной

укладке рюкзака;

  • определяют способы выхода в исходную точку маршрута

(пешком или на определенных видах транспорта в зависимости

от условий проживания).


Вопросы и задания

1. Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?

2. Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?

З. Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?

4. Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

5. По топографической карте крупного масштаба (1:500 000 или

1:250 000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.

Каждому, кто отправляется в поход, путешествие или планирует экспедицию, следует узнать как можно больше о тех ситуациях, с которыми, возможно, предсто­ит столкнуться, и какие навыки и снаряжение при этом могут понадобиться. Элементарный здравый смысл подсказывает необходимость подготовки, выбора соответствующего снаряжения и самого тщательного планирования.

Ваш аварийный комплект средств жизнеобеспечения может провести границу между жизнью и смертью, но многие, особенно при укладке ручной клади, сначала берут слишком много, и им приходится на собственном негативном опыте учиться тому, что действительно нужно, а без чего можно обойтись. Совсем не смешно, когда после неравной борьбы с весом огромной поклажи, полной ненужных предметов, оказывается, что в ней не хватает карманного фонаря или консервного ножа. Найти золотую середину непросто.

ПЛАНИРОВАНИЕ

При групповом путешествии чаще собирайтесь вместе, чтобы обсудить ваши цели и задачи. Распределите конкретные обязанности: врач, переводчик, повар, ответственный за снаряжение, автомеханик, водитель, штурман и т. д. Позаботьтесь, чтобы каждый был знаком с имеющимся снаряжением, и обеспечьте наличие необходимых запасных частей — особенно батарей, ламп и топлива. При оценке скорости продвижения, особенно пешком, время берите с запасом. Лучше «недооценить» свои возможности и приятно удивиться тому, что все идет лучше, чем планировалось. Напряжение от следования по слишком плотному графику не только изматывает, но и ведет к ошибочным оценкам и решениям и риску, которые часто становятся причиной выхода ситуации из-под контроля.

Нельзя нести с собой весь требуемый запас воды, но его необходимо максимально пополнять по ходу дела. Источники воды — основной фактор при планировании любого маршрута. Когда маршрут спланирован и принят, ознакомьте с ним других, чтобы в случае осложнений можно было рассчитывать на помощь. Если вы путешествуете в горах, то информируйте об этом полицию (милицию) и местную горноспасательную службу. Ознакомьте их с предполагаемым планом и укажите время убытия и планируемого прибытия. При передвижении на автомашине оставьте маршрут в соответствующей автомобильной организации. Перед морским путешествием зарегистрируйтесь в подразделении береговой охраны (или пограничной службы) и портовых властей.
Сделайте своей привычкой сообщать людям, куда вы направляетесь и ожидаемое время возвращения или прибытия в промежуточный пункт.

ИЗУЧЕНИЕ ОБСТАНОВКИ

Информации о месте, куда вы направляетесь, не может быть слишком много. Свя­житесь с теми, кто его уже знает, читайте книги, изучайте карты — и обязательно бе­рите с собой надежные и современные карты. Узнайте о местном населении. Будут ли они настроены дружелюбно или относятся к пришельцам с подозрением? Есть ли какие местные обычаи и табу? Местные способы строительства убежищ и жилищ, добывания огня, пищи, лекарственных трав и воды в дикой природе базируются на глубоком понимании окружающей среды.

Внимательно изучите карты и узнайте как можно больше об этих местах: направление и скорость течения рек, водопады, стремнины и опасные течения. Как высоки местные горы, что за склоны на них, покрыты ли они снегом? В каком направлении проходят хребты? С какой растительностью вы можете там встретиться, какие виды деревьев там растут и где? Каков там температурный режим, какова разница между дневными и ночными температурами? В какое время солнце встает и садится? В какой фазе луна, время и высота приливов, превалирующее направление ветров и какова их сила? Каков прогноз погоды?

ОЦЕНКА СНАРЯЖЕНИЯ

Перед любым походом, путешествием или экспедицией составьте кон­трольный список вопросов.

  • Сколько времени я буду отсутствовать? Сколько потребуется пи­щи на этот период и надо ли иметь при себе воду?
  • Соответствует ли одежда климату/погоде и достаточно ли ее? Хватит ли одной пары обуви или из-за характера грунта следует иметь запасную пару?
  • Какое специальное снаряжение понадобится в этом районе?
  • Что и сколько должно быть в аптечке?

Ваше физическое состояние должно соответствовать тому, что вы планируе­те те делать. Чем лучше ваша форма, тем легче и приятнее будет ваша деятельность. Если, например, вы собираетесь в поход по пересеченной местности, заранее по­тренируйтесь и привыкните к своей походной обуви. Ходите на работу и обратно с рюкзаком, заполненным песком, и натренируйте свои мышцы. Психологическое
состояние — еще один вопрос. Уверены ли вы в своей способности выполнить за­дачу, в адекватной подготовке к ней, и есть ли у вас достаточное для этого снаря­жение? Всегда продумывайте план действий в чрезвычайных обстоятельствах. Редко бывает так, что все идет, как задумано.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Пройдите полное медицинское обследование и сделайте все прививки, которые необходимы для той местности, куда вы собираетесь отправиться. Существует вакцинация против желтой лихорадки, холеры, тифа, гепатита, оспы, полиомие­лита, дифтерии и туберкулеза, и в любом случае обязательна противостолбнячная­ прививка. Отведите достаточно времени на вакцинацию, например, полная
защита от тифа предполагает три укола в течение шести месяцев. При следова­нии по малярийной местности имейте достаточный запас таблеток против маля­рии. Вы должны начать их прием за две недели до путешествия, так чтобы защи­та организма была готова к действию до того, как вы попадете в опасный район, и продолжать принимать антималярийное средство месяц после возвращения оттуда.

Посетите дантиста и проверьте зубы. Те зубы, которые не болят в обычной об­становке, могут разболеться в холодных погодно-климатических условиях. Соберите походную аптечку, которая удовлетворит все ваши вероятные по­требности, а если вы путешествуете группой, то и все индивидуальные нужды каждого.

| План проведения занятий на учебный год | Подготовка к выходу на природу

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 4
Подготовка к выходу на природу




Теперь, когда вы знаете, как ориентироваться на местности, определять стороны горизонта разными способами, пользоваться картой, устанавливать своё местонахождение на местности и на карте и выбирать нужное направление движения, необходимо всё это закрепить на практике. Наиболее доступным и эффективным способом приобретения умений и навыков безопасного пребывания в природных условиях можно считать подготовку и проведение туристских походов.

Самой распространённой и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем.

Для того чтобы любой выход на природу прошёл успешно, к нему необходимо хорошо подготовиться .

Мы рассмотрим один из возможных вариантов подготовки к однодневному походу, целью которого будет получение начальных навыков в ориентировании на местности как одного из элементов в обеспечении безопасности человека в природных условиях.

При подготовке к походу вам необходимо принять самое активное участие в разработке его плана совместно с родителями или с группой одноклассников под руководством учителя, если в поход идёте классом.

При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учётом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.

Определяя район путешествия , необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта выбранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчёт движения по маршруту. Расчёты оформляют на карте или в специальной таблице.

Для отработки навыков ориентирования на местности в план однодневного похода можно включить четыре учебных пункта по этапам маршрута: исходная точка маршрута, точка у ориентира № 1; точка у ориентира № 2, конечная точка маршрута.

Учебные задачи можно разделить следующим образом:

1. В исходной точке маршрута отрабатывают ориентирование карты, устанавливают своё местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.
2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.
3. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.
4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костёр, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.
5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

При подготовке к походу его участники собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определённых видах транспорта в зависимости от условий проживания).

Проверьте себя

■ Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?
■ Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?
■ Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?
■ Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

После уроков

По топографической карте крупного масштаба (1:500000 или 1:250000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.

Перед походом с друзьями по карте выполните необходимые расчёты маршрута и с руководителем похода наметьте учебные задачи. Результаты оформите в виде таблицы в дневнике безопасности.