Дети воспитаны и вежливы. "Волшебные слова". Как воспитать вежливого ребенка. Воспитание вежливости: чья задача

Вежливость - одно из самых лучших качеств человека. Если у человека нет навыка вежливого общения, то ему будет очень трудно произвести впечатление на людей. Поэтому многие родители учат своего ребенка быть вежливым уже с раннего детства. Многие дети очень быстро осваивают «вежливые уроки», а некоторым это дается тяжело. Как воспитать ребенка вежливым?

Что же такое вежливость?

Быть вежливым ребенка научить очень легко. А, что родители понимают под этим словом? Каждые родители понимают «вежливость» совершенно по- разному. У каждого свое представление о вежливом человеке, каким они и хотят седлать своего ребенка.

Видите, как по-разному родители понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок, чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения. Некоторые родители считают, что ребенка нужно учить быть вежливым с пеленок, а некоторые про пятилетнего ребенка скажет, что он еще маленький и ничего не поймет. Но, конечно же, больше правы те, кто предлагают начать «уроки вежливости» уже с пеленок, и вот почему. Малыш уже с первого дня своей жизни начинает воспитываться, и все быстро запоминает. Тот путь, который проходят дети от маленького человечка и до человека, который с легкостью сможет общаться с окружающими людьми. И тогда то, как раз закладывается вежливость.

Приветственные слова
У ребенка в словарной речи появляются вежливые слова. Но словарь ребенка может пополняться лишь в том случае, если при ребенке так разговаривают взрослые. Если же такого нет, то вежливости вы от ребенка не скоро дождетесь. Ребенок уже в 2 года может произнести такие слова. Какое же слово он должен сначала узнать? Это слова приветствия «здравствуй». Это,наверное, самое главное слово, которое должен знать ваш ребенок. Научите своего ребенка таким словам как: «извините», «пожалуйста», «до свидания», «спасибо». Это минимум слов, которые должен знать трехлетний ребенок и, конечно же, правильно их употреблять в речи. И постепенно продолжайте расширять лексикон слов. Будет очень хорошо, если 6- летний ребенок знает от 10 до 15 вежливых выражений. Начинайте учить своего ребенка вежливости в возрасте после 3-х лет. Потому что в 3 года ребенок переживает «кризис» и может стать невежливым, но это конечно временно, если его вовремя исправить.

Первое правило воспитания вежливости

Чтобы воспитать ребенка вежливым, нужно в первую очередь быть вежливым самим. Родители для ребенка пример во всем. Преподать малышу уроки вежливости представляется возможность постоянно: на улице вы спросили у незнакомого прохожего, ко-торый час; в очереди в магазине вы разговорились с соседкой, которую знаете не очень хорошо; вы вежливы и предупредительны с продавщицей; вы любезны с регистратором в поликлинике, который никак не может найти карту вашего ребенка; вы, естественно, вежливы с няней в детском саду...

И наоборот, ребенку очень трудно стать вежливым и интеллигентным, если вы сегодня приняли активное участие в склоке у прилавка магазина, завтра будете ругаться в трамвае, как грузчик, а послезавтра отвернетесь от соседки по подъезду и скажете ей в спину презрительное «фе!».

Второе правило воспитания вежливости

Обучать вежливости следует с чувством такта. Сама вежливость предполагает это. Не следует набрасываться на ребенка и упрекать его: «Опять ты не сказал мне «с легким паром!» Или: «Сейчас же поздоровайся с тетей, паршивец!» После таких наскоков ребенок, конечно же, пожелает вам традиционное «с легким паром!», но всякий раз будет вспоминать про тот эксцесс, и пожелание будет сопровождаться легким вздрагиванием его маленького сердца.

Как быть с пресловутым пожеланием «будь здоров!»?

Известно, что эту фразу (кстати, как заклинательную формулу) говорят после того, как кто-то чихнул. Одни родители учат ребенка непременно говорить это пожелание; другие поучают, что тактичнее было бы промолчать, сделать вид, что никто не чихал...

Бывает, что эти два поучения становятся известны ребенку, и он пребывает в растерянности: желать или не желать вслух этому человеку здоровья?..

Ответ прост: принимать решение по ситуации. Если чихнул на улице незнакомый человек, ребенку вовсе не обязательно выбираться из песочницы и вкрадчивым голосом говорить: «Будь здоров, дядя!». Также и в транспорте, и в школе, и в аудитории (где вообще-то не принято чихать; а нужно старательно потереть спинку носа)... Но ближайшему родственнику дома и на улице, а также товарищу или соседу вполне можно пожелать здоровья.

Третье правило вежливости

Никогда не следует поучать ребенка вежливости на людях, а тем более укорять его за то, что он забыл сказать «до свидания!». В противном случае вы как бы заостряете внимание присутствующих на том, какой невоспитанный ваш ребенок. Малыш, естественно, чувствует это, понимает, какой он плохой - опять забыл. Его начинают мучить угрызения совести, развивается отношение к себе как к человеку ущербному, неполноценному. Да и к вам, порицающим, у малыша не возникает положительных эмоций.

Воздействуйте личным примером. Прощаясь с кем-то, скажите «до свидания!».

Постепенно, имея перед собой пример, достойный подражания, ребенок научится вежливости. Вежливость, как всякая наука, не постигается сразу. А врожденной вежливости не бывает.

Научите ребенка «не влезать» в чужой разговор; научите не перебивать вас, когда вы говорите. И сами не перебивайте малыша, если он начал говорить, - хотя бы он и нес совершенную околесицу.

Еще раз хочется напомнить: не делайте ребенку грубых замечаний, найдите доброе слово. «Добрая» дорожка много короче «злой».

Оставшись с ребенком наедине, вы, конечно, с известной степенью ласковости объясните ему, какие «невежливости» он допустил. И в другой раз укажете на его «проколы» тет-а-тет...

Иной ребенок все сразу поймет правильно, а иной поймет совсем другое: мама делает замечания наедине, а на людях замечаний не делает, значит, в присут-ствие посторонних можно стоять на голове, — что многие дети и проделывают... Что ж, в таком случае можно сделать замечание и на людях, а можно отвести ребенка в уголок и там переговорить без свидете-лей. Есть и иной вариант: вы просите хозяина дома сделать соответствующее замечание. Уж к словам хозяина дома ваш ребенок обязательно прислушается (вспомните: в своем отечестве пророка нет)...

Но тут нужно подчеркнуть: вы сами должны попросить хозяина дома делать замечания. Некоторые хозяева из чувства такта молчат, когда чужой ребенок метит молотком в их компьютер; между тем сердце у них кровью обливается, а на губах едва держится кислая улыбка.

Воспитание в ребенке вежливости - дело серьезное и ответственное. Не относитесь к этому легкомысленно. Воспитав ребенка в пределах норм вежливости, вы облегчите жизнь себе - поскольку избежите повседневной нервотрепки; и облегчите жизнь своему ребенку - ведь ему жить среди людей, ему находить к людям подходы и с помощью этих людей решать какие-то свои проблемы. Никто не захочет человеку помочь, если он невежа.

Поскольку вежливость не является врожденным качеством, ее понимание и воспитание в разных семьях происходит по-разному. Французские эксперты – Аньес де Виарис (Agnès de Viaris), семейный психолог, автор книги «Повторная семья. Руководство по гармоничной жизни» и Фредерик Рувийуа (Frédéric Rouvillois), профессор права в Университете Париж Декарт, автор книги «История вежливости: от Революции до наших дней» – готовы помочь в постановке задач и достижении результатов в этом непростом вопросе.

Воспитание вежливости: чья задача?

Когда ребенок демонстрирует вопиющую невоспитанность, родители часто не признают свою вину и перекладывают ее на воспитателей, учителей, окружение своего ребенка или даже на характер самого ребенка. Однако в первую очередь воспитание вежливости является, безусловно, задачей родителей, хоть это и бывает непросто. Почему можно говорить «Эта тётя красивая», но нельзя «Эта тётя страшная»? Почему нельзя говорить «Это невкусно», а нужно «Я такое не люблю» (и в любом случае хотя бы попробовать)? Аньес де Виарис: «Именно родители должны заниматься воспитанием вежливости как способности проявлять понимание к другим людям и адаптироваться к окружающему миру». Фредерик Рувийуа подтверждает: «В идеале, родители должны воспитывать вежливость с помощью косвенных приемов, демонстрируя вежливое обращение в семье, с соседями и знакомыми на собственном примере, ведь теория без практики не принесет никаких результатов».

Важно также понимать и основной механизм вежливости и хорошего тона, который необходимо передать детям: к разным людям мы обращаемся по-разному. Нельзя одинаково разговаривать с другом, соседом и учительницей. Ключевой принцип при этом – уважение себя и других. Но что значит проявлять уважение? Это значит:

– соблюдать приличную речь и адаптировать ее к своему собеседнику;
– стараться не делать замечаний, чтобы не причинять дискомфорт собеседнику;
– уметь слушать;
– не быть навязчивым, проявлять такт;
– не вести себя громко в транспорте и других общественных местах;
– уметь извиняться;
– проявлять интерес к собеседнику.

Однако, несмотря на усилия родителей, дети иногда ведут себя невоспитанно, и даже из рук вон плохо. Почему? Потому что всегда есть соблазн неожиданно удивить сверстника или взрослого неподобающим поведением и посмотреть на реакцию. Иногда детям хочется преодолеть запрет: что будет, если сказать плохое слово? Если не сказать «спасибо»? К тому же, дети очень любят, когда взрослые обращают на них внимание, и готовы прибегать к любым способам, которые его привлекут (даже если для этого нужно плохо себя вести).

Поэтому нельзя идти на поводу у подобных проявлений: если ваш ребенок плохо себя повел, отругайте его, объясните ему, что он сделал неправильно, но не заостряйте внимание на этом, если не хотите, чтобы единичный случай перерос в привычку. В то же время, продолжайте быть для него примером вежливого поведения, и когда ребенок снова начнет хорошо себя вести, не забудьте похвалить его. По словам Аньес де Виарис, «нет четкого списка приемов для воспитания вежливости, по большей части это вопрос здравого смысла; нужно объяснять, почему правила именно такие и наказывать за их несоблюдение. Само собой, главная проблема – это авторитет. Без родительского авторитета невозможно заниматься воспитанием».

Несколько приемов, которые могут помочь:
– отвечайте на вопросы, объясняйте детям почему одно делать можно, а другое – нельзя;
– не реагируйте на просьбы ребенка до тех пор, пока он не прибавит «пожалуйста»;
– напоминайте ему о вежливости в отношении других: «ты ничего не забыл сказать?», «а волшебное слово?»;
– не забывайте о собственном примере: демонстрируйте манеры повсюду (даже в гостях у тети, даже на приеме у доктора или на кассе в магазине);
– читайте вместе с ним сказки о вежливости, чтобы идея усвоилась в развлекательной манере, в комфортной для ребенка атмосфере.
Дети должны усвоить золотое правило: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Как быть вежливее.jpg

Всем родителям порой приходилось краснеть за то, что их дети показывают пальцем, или вдруг начинают сыпать откровениями, пытаясь доказать свою правоту. И правда, мы учим детей говорить правду, в то же время запрещая им говорить «какой уродливый дядя», «почему он такой толстый?» или «фу, какой ужасный подарок». Что нужно объяснить детям, которые не хотят быть вежливыми, чтобы говорить неправду?

Аньес де Виарис: «Некоторые говорят, что «спасибо» лицемерно, или что «подарок мне очень понравился» – это неправда, что это угодливость и даже лесть. Но благодаря обучению дети должны научиться не только выражать свои мысли, но и слушать других, развивая эмпатию. Сопереживание – ключевой навык для успешной жизни в обществе. Нужно уметь говорить то, что важно для себя, но при этом уметь прислушиваться и в соответствии с этим делать компромиссный выбор».

Фредерик Рувийуа признает, что этот вопрос действительно сложный. «Вспомним «честность любой ценой», о которой Мольер рассказывает в «Мизантропе». Центральный вопрос в пьесе: «Что важней: честность или вежливость?» Бескомпромиссно честный Альцест упрекает свое окружение в заискивании перед некоторыми людьми. Но в конце концов он понимает, что так ему не построить мирные отношения с окружающими. Вежливость учит нас, что необходимо отказаться от прямолинейности. Нельзя все время говорить правду, исходя из собственного интереса, а если поступать подобным образом, то никакую связь наладить не получится».

Агрессия взрослых.jpg

Так или иначе, большинству родителей удается привить вежливость и другие базовые навыки жизни в социуме своим детям, во многом – на своем примере. Так почему же взрослые иногда проявляют полное отсутствие манер, и даже откровенную грубость?

«Все дети вырастают, меняются, и не всегда эти изменения – к лучшему» – отвечает профессор Рувийуа. Не всегда усилия родителей приносят плоды. Но это нельзя назвать общей тенденцией. Напротив, есть множество невоспитанных детей, которые в конце концов берутся за голову и приучаются с возрастом быть вежливыми, чтобы лучше себя чувствовать в обществе».

Существуют также и конкретные ситуации, в которых базовые правила вежливости не учитываются. Например, речи политиков зачастую пестрят резкими выражениями и оскорблениями. И как в таком случае соблюдать правило хорошего тона «не говорить о политике, религии и сексе», если вокруг этих тем и вращается политическая риторика.

Фредерик Рувийуа также приводит пример автомобиля в качестве исключительного: «Машина – отдельный разговор, но это тема совсем не нова. Выражение «ругаться как извозчик» пришло в оборот задолго до создания автомобилей». В своем исследовании «История вежливости: от Революции до наших дней» он объясняет, что в авто, как и во время охоты, поведение кардинальным образом меняется. В целом вежливые люди превращаются в грубиянов за рулем или с ружьем в руках. «Возможно, они ощущают себя в позиции силы, безнаказанности. Приобретенное поведение изменяется – становится более диким, жестоким, менее уважительным».

Аньес де Виарис подтверждает: «в современном обществе, в котором царит сиюминутность, вежливость требует времени: чтобы здороваться, чтобы написать благодарственное письмо. Хорошие манеры приносятся в жертву быстроте».

Фредерик Рувийуа подытоживает: «люди все отчетливей осознают, что вежливость и хорошие манеры необходимы им в профессиональной и личной жизни. Ведь чем жестче становится жизненный темп, тем более отлаженными должны быть социальные связи. В то же время, в мире, где все происходит очень быстро, люди зачастую не находят времени научиться вежливости, не всегда могут ее практиковать. С другой стороны, по сравнению с 1968 годом (во время майских событий 1968 г. во Франции прокатилась волна антиправительственных леворадикальных студенческих волнений), когда все считали вежливость пережитком прошлого, сегодня все больше людей понимают ее важность, и если они не переняли ее «по наследству» – делают все, чтобы самостоятельно воспитать ее в себе. Со времен Французской революции было издано более 600 книг, посвященных правилам хорошего тона, и сегодня они пользуются большой популярностью. Взрослые покупают их не только для того, чтобы объяснить своим детям, как правильно себя вести, но и чтобы лучше понимать, как им самим правильно поступать в тех или иных ситуациях».

Многим знакомо чувство, когда в общественном месте доставляет неудобство чужой ребенок. Многим, когда, например, в очереди, приходится укрощать свое родное чадо. Тогда же родители задаются вопросом, с какого возраста ребенок должен вести себя как взрослый? И как объяснить малышу, что так вести себя неприлично, невежливо?

Что русскому хорошо…

Под вежливостью обычно понимают учтивость, обходительность, предупредительность. Вежливый человек умеет уважительно и тактично общаться с людьми, готов найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

В разных странах вежливым подчас считает совершенно противоположное поведение. Например, русские при разговоре бросают на собеседника короткий взгляд и тут же отводят его. Англоязычными народами это расценивается как бегающий взгляд, потому что они сами смотрят на собеседника дольше. Еще дольше смотрят арабы. Израильтяне имеют обыкновение подолгу разглядывать в упор любого человека, который возбудил их любопытство. Японцы вообще избегают смотреть в глаза - при любых обстоятельствах.

Быть может не так разительно, но понятие вежливости отличается и в разных семьях. У кого-то принято желать всем домочадцам спокойной ночи, у кого-то под строгим запретом выходить из-за стола до окончания общего обеда. Поэтому, воспитывая в ребенке вежливость, родителям стоит определиться, что именно они вкладывают в это понятие, и чего будут ждать от малыша.

Так как большая часть концепций вежливого поведения ребенка предполагает понимание своих границ и уважение к границам окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку быть включенным в жизнь общества в большей степени и на наиболее комфортных условиях. Чем менее вежлив человек, тем меньше желание людей общаться с ним. Родители, воспитывая ребенка вежливым, воодят его в общество, способствуют его социальной адаптации.

На собственном примере

Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Именно личный пример - самый простой и действенный способ воспитать те или иные качества в ребенке. Ни один малыш за неделю не изменит кардинально свое поведение, поэтому вежливость необходимо прививать постепенно, демонстрируя и поощряя ребенка.

Важно вести себя вежливо не только «на людях» или с другими взрослыми. Приучите себя быть вежливым и наедине с ребенком: «Помоги мне, пожалуйста», «Спасибо, что убрал игрушки», «Извини, что не ответила сразу на твой вопрос». Вежливое отношение к ребенку убеждает его в том, что он важен для родителей как личность, заслуживает того же уважения, что и любой другой человек. Деликатное, вежливое обращение имеет магическую силу. Атмосфера в доме будет спокойнее и счастливее, ведь и дети будут более вежливы с вами.

Не все проявления этого сложного качества даются маленькому человеку легко. Например, благодарность, как более сложное чувство, требует большей осознанности и отдельного внимания. Первый вариант, когда ребенок выражает благодарность, как проявление искренних чувств. Так благодарность проявляется, как нечто естественное, когда тебе сделали приятно. С помощью нехитрых размышлений ребенок может понять и следующую логическую цепочку: я говорю «Спасибо», дарителю приятно, что, в свою очередь, может повлечь за собой повторение подарка. При этом варианте ребенок сам понимает, что благодарным быть хорошо не только потому, что так говорит и делает мама, но и потому, что это может быть выгодно.

Второй вариант, который имеет место в реальной жизни - автоматическая благодарность. Даже если нам на день рождения подарили что-то совершенно несуразное, вежливый человек, как минимум, поблагодарит дарителя. Эту модель, когда сказать «Спасибо» нужно даже тогда, когда тебе подарок не понравился, ребенку освоить гораздо сложнее. Но для социализации она так же необходима, как и первая. Поговорите со своим малышом, расскажите, что взрослые не всегда угадывают желания, но, когда выбирают подарок, стараются сделать другому приятно. Объясните, что такое стремление тоже заслуживает похвалы. И еще. Никогда не ругайте ребенка, если он не совладал с эмоциями и не поблагодарил за подарок, который ему не понравился. Даже взрослому подчас сложно совладать с эмоциями.

Ребёнку необходимо научиться вежливому общению и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое общение всегда ценилось в обществе. С такими людьми приятно общаться и у них много друзей. А необходимо ли воспитывать вежливость у детей? Если да, то с какого возраста лучше начать?

Понятие и основа вежливого воспитания

Воспитание вежливости - это процесс формирования культурного человека.

Вежливость заключает в себе набор норм и правил принятых в обществе.

Для того чтобы можно было сказать, что ребёнок вежливый, он должен :

  • Употреблять в своей речи слова приветствия и прощания.
  • Уметь извиняться и благодарить.
  • Брать во внимание чужие просьбы, указания и считаться с ними.
  • Культурно вести себя в общественных местах (в частности не показывать пальцем на окружающих или предмет).
  • Не перебивать разговоры сверстников или взрослых.
  • Знать и применять в действии элементарные правила столового этикета.
  • Следить за состоянием своего внешнего вида и соблюдать правила гигиены.
Вежливость это не врожденная способность. Она приобретается со временем. Поэтому воспитанием вежливого ребёнка необходимо начинать заниматься со младенческих лет. Так, от года ребёнок знакомится с ритуалом приветствия и прощания, при помощи махания рукой или лепета.

В возрасте двух, трёх лет дети начинают использовать слова приветствия и прощания, некоторые дети слова-извинения, копируют вежливую манеру поведения и бесед, с учетом того, что они это наблюдают в семье. Так как главным примером для подражания ребенка этого возраста являются его родители.

Правила и способы воспитания вежливости

Главным институтом формирования вежливости у детей является семья. И чтобы данный процесс проходил гармонично, следует помнить несколько правил :

Во-первых, личный положительный пример взрослых. Дети, как губка, впитывают манеру поведения, разговора у родителей. И если родители сами невежливы, то вряд ли смогут научить вежливости ребёнка.

Примеры вежливости ребёнку необходимо демонстрировать постоянно. Не только дома с членами семьям, но и на улице с соседями, знакомыми и незнакомым.

Во-вторых, в воспитании вежливости необходимо время и такт. Не стоит постоянно указывать ребёнку на его неточности или ошибки. Или напоминать ребёнку, что он забыл сказать (например, "спокойной ночи "или "с добрым утром "). Ребёнок, конечно же после напоминания скажет, но данная ситуация оставит неприятное впечатление у него.

В третьих, нет необходимости, а иногда это даже вредно, учить ребенка вежливости при людях. Ребенок в таких ситуациях чувствует себя невежей, неспособным, что отрицательно влияет на его самооценку. Да и отношение ко взрослому в дальнейшем может стать агрессивным.

В ситуациях, когда ребёнок забывает поздороваться или попрощаться, лучшим примером будет личный пример. Ребёнок, видя как мама или папа постоянно здороваются, сам через некоторое время начнёт это делать.

Также в спокойной обстановке нужно научить и рассказать ребёнку, что встревать в чужие разговоры, перебивать собеседника некрасиво и неприятно другому человеку. При этом взрослым также не должны перебивать, когда говорит ребёнок. И никогда, нельзя делать ребенку унизительных замечаний.

Наиболее действенными способами воспитания вежливости и в саду, и дома являются :

  • Правильный личный пример. Пример доброты и вежливости, правильной речи и манер.
  • Чтение художественной литературы. Занимает второе место по эффективности после личного примера. Правильно подобранная литература может подсказать и дать образец воспитанности.
  • Рассматривание, обсуждение картин и картинок. Картинки должны быть сюжетными, с определенной нравственной тематикой. Обсуждая картинку с ребёнком можно научить его не только нравственности, но и развивать речь.
  • Сюжетно-ролевые, театрализованные игры. В дошкольном возрасте игра занимает основную часть времени ребёнка. Именно игра предоставит возможность проанализировать ситуации, закрепить образцы воспитанного поведения и речи.
Нужно запомнить, что воспитание вежливого ребёнка в первую очередь начинается с воспитанного взрослого.