Сила и подвижность нервных процессов. Физиологические основы темперамента. Проявления подвижности процесса возбуждения

это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в двух : и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:

1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).

Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.

Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

2) (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.

Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью , причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным с частыми кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

3) Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.

На основе всевозможной комбинации трёх основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия . По классификации И.П.Павлова выделяют четыре основных типа ВНД , отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам .

1) Сильный, неуравновешенный , («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими , ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

2) Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением и лёгкой их сменяемостью.

3) Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.

4) Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; с высокой эмоциональной ранимостью; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут; пуглив; легко поддаётся чужому влиянию.

Эти типы высшей нервной деятельности соответствуют темпераментам, описанным Гиппократом:

Свойства нервных процессов

Темпераменты (по Гиппократу)

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Уравновешенность

Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения

Уравновешенный

Уравновешенный

Подвижность

Подвижный

Инертный

Однако в жизни такие «чистые» встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. Ещё И.П.Павлов писал, что между этими основными типами располагаются «промежуточные, переходные типы и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении».

Наряду с указанными общими для человека и животных типами ВНД И.П.Павлов выделил специально человеческие типы (частные типы) на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем:

1. Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для представителей этого типа свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе чувственными образами.

2. Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой. Этому типу свойственно выраженная способность к абстрагированию от действительности, к тонкому анализу; оперирование в процессе мышления абстрактными символами.

3. Средний тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу относится большинство людей, им свойственны как образные , так и умозрительные заключения.

Эта классификация отражает характер функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, особенности их взаимодействия.

Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Однако тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.). Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Выделено пять типологически-полярных пар особенностей нервной системы.

1. Сильный процесс возбуждения - слабый процесс возбуждения.
2. Подвижный процесс возбуждения - инертный процесс возбуждения.
3. Подвижный процесс торможения - инертный процесс торможения.
4. Преобладание внутреннего возбуждения - внутреннего торможения.
5. Преобладание внешнего возбуждения - внешнего торможения.

Для каждой пары полярных значений свойства нервной системы составлен ранжированный (по степени типичности проявлений) перечень личностных и поведенческих особенностей. То, что свойственно одному полюсу выраженности свойства нервной системы (т.е. типологически предопределено и заложено в задатках человека), то несвойственно другому полюсу выраженности свойства (т.е. типологически противоестественно).

Таким образом на каждую крайнюю (полярную) выраженность пяти выделенных свойств (сила-слабость процесса возбуждения, подвижность-инертность процесса возбуждения, подвижность -инертность процесса торможения, преобладание внутреннего возбуждения - торможения, преобладание внешнего возбуждения - торможения) составлено по два перечня характеристик:
- первый, это такие личностные и поведенческие проявления, которые типологически детерминированы, поэтому их формирование желательно и есть не что иное как развитие конкретных задатков и склонностей - сопутствующие качества;
- второй, это проявления несвойственные, противоречащие типологическим предрасположенностям и поэтому их формирование не только затруднено, но и нежелательно (более того, систематические воздействия, направленные на формирования этой группы свойств, могут приводить к нервным срывам и даже к ломке адаптационных механизмов функционирования организма) - препятствующие качества.

На основе сочетания особенностей первого и второго перечней характеристик проявлений свойств нервной системы разрабатываются индивидуальные приемы (“показания и противопоказания”) психологического обеспечения и сопровождения деятельности человека. Подчеркнем, что под индивидуализацией, прежде всего, понимается подбор воздействий и ситуаций соответствующих формированию необходимых качеств первой группы и исключение (либо минимизация) влияния воздействий и ситуаций, требующих проявления качеств второй группы.

В ниже представленных списках, качества (проявления) расположены по убыванию их выраженности у лиц с полярными особенностями свойства нервной системы. Список качеств дополнен рекомендациями по индивидуализации учебной и спортивной деятельности, а также адаптации к экстремальным ситуациям.

Проявления силы процесса возбуждения.

Сопутствующие качества для лиц с крайне сильным процессом возбуждения (препятствующие - для людей с крайней слабостью процесса):

1) способность длительно удерживать предельную мобилизацию и высокую концентрацию внимания;
2) эффективность преодоления чувства усталости (терпеливость);
3) способность сохранять и повышать работоспособность в конце интенсивной работы или в условиях непредвидимого увеличения внешней стимуляции;
4) надежность работы в условиях кислородного голодания;
5) адекватность контроля за своим утомлением;
6) помехоустойчивость;
7) умение расслабиться или заснуть в самых некомфортных условиях;
8. надежность работы в условиях неопределенности;
9) способность к волевой мобилизации;
10) эмоциональная стабильность;
11) склонность к инициативным, атакующим действиям;
12) решительность и смелость;
13) самоотверженность и способность неукоснительно соблюдать этические и моральные нормы поведения в условиях, провоцирующих обратное;
14) ответственность, педантичность и пунктуальность;
15) способность сочетать терпимость и требовательность к окружающим;
16) независтливость;
17) умение решать трудные задачи в процессе обсуждения с другими;
18) большой объем произвольной памяти;
19) преобладание формально-логического мышления над образно-эмоциональным.

В процессе адаптации к любым внешним воздействиям (ситуациям) для человека с сильным процессом возбуждения необходим мобилизирующий, концентрирующий интенсивный контакт.

При обучении, сложность решаемых задач должна расти относительно большими скачками, но и времени на усвоение материала необходимо отводить больше. Материал желательно давать большими блоками, тезисно с опорой на ключевые моменты, в сухой формально-логической форме и с небольшим количеством примеров.

В учебно-тренировочном процессе желательно в большей степени применять специальную "жесткую" работу и относительно в меньшей степени общеразвивающие тренировки. При этом интервалы между специальными нагрузками должны быть небольшими.

Перед соревнованиями необходима интенсивная подводка. Непосредственно перед стартом нужна мобилизирующая разминка.

Общение - мобилизирующее, концентрирующее внимание человека на его способностях, задачах, которые ставятся перед ним. Такая форма общения актуально и в экстремальных ситуациях, когда надо показать на что способен или даже превзойти себя (контрольная работа, экзамен, защита, соревнования и т.д.).

Перед экстремальной ситуации необходимо сконцентрировать внимание на ключевых, наиболее существенных моментах предстоящего. В отдельных случаях, необходимо повысить значимость предстоящей ситуации и важность достижения успеха в ней, жестко ориентируя на максимальных результат.

В процессе экстремального воздействия по возможности сохранить мобилизирующий эмоциональный контакт, обращая внимание на совершаемые ошибки. В критические моменты стимулировать однозначными приказами: ”Вперед! Держи! Бей! Бежать!” и т.п..

После окончания воздействия, едва касаясь положительных моментов выполненной работы (особенно после успешного завершения), основной акцент делать на допущенных ошибках, нереализованных возможностях. Оценку работы целесообразно окрасить отрицательными эмоциями и выражениями типа: "Неужели ты не мог сделать такой простой вещи?!" Критическая оценка и эмоции должны быть чисто деловыми. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе личностно отрицательной оценки, в противном случае есть риск вызвать сильную справедливую обиду, поскольку речь идет о человеке с сильным процессом возбуждения. Его ошибки это результат низкого фонового уровня возбуждения и невысокой чувствительности, а не нежелания выполнить поставленную задачу.

Если нельзя избежать ситуации, требования которой резко превышают интеллектуальные и физические возможности, необходимо снизить личностную значимость ситуации.

Проявления слабости процесса возбуждения.

Сопутствующие качества для лиц с крайне слабым процессом возбуждения (препятствующие - для лиц с крайне сильным):

1) способность эффективно работать в условиях чередования кратковременной предельной мобилизации с длительным отдыхом (расслаблением);
2) быстрая врабатываемость и быстрота;
3) поддержание и повышение работоспособности в условиях непредвиденного снижения интенсивности внешней стимуляции;
4) надежность работы по отработанным до автоматизма двигательным или логическим алгоритмам;
5) умение сохранять бдительность в однообразных, монотонных, усыпляющих условиях;
6) быстрое решение большого количества простых задач;
7) надежность выполнения знакомой работы в полной изоляции;
8. острая чувствительность и четкое различение слабых раздражителей;
9) тонкая координация движений и хорошее чувство равновесия;
10) большой объем непроизвольного внимания и непроизвольной памяти;
11) экономичность, раскованность движений и позы;
12) склонность к детализации и анализу ситуаций;
13) предусмотрительность;
14) способность предвосхищать негативные изменения и опасность;
15) эффективность защиты и контратаки;
16) преобладание образно-эмоционального мышления над формально-логическим;
17) склонность к самостоятельному решению сложных задач;
18) свободное выражение своих чувств;
19) артистизм и раскованность в компании и перед аудиторией.

В процессе адаптации человеку со слабым процессом возбуждения необходим спокойный, доброжелательный, не интенсивный, снижающего возбуждения, контакт.

В процессе обучения сложность информационного потока должна расти небольшими дозами, соответственно времени на усвоение каждой порции материала отводится меньше. Материал желательно подавать в образной, эмоциональной манере, во всех деталях, подробно и с большим количеством наглядных примеров. Желательно в процесс выполнения задания не вмешиваться, достаточен контроль по результатам его выполнения.

В учебно-тренировочном процессе специальную жесткую работу необходимо выполнять в относительно меньшем объеме, чем тренировки общеразвивающего характера. Может (и желательно) отдельные жесткие тренировки выполнять со спортсменами с сильной нервной системой, но с большими интервалами отдыха между такими тренировками. Перед соревнованием необходим период плавного снижения объема специальной работы и увеличения отдыха.

Мягкое, спокойное, доброжелательное общение еще более актуально в экстремальных ситуациях, в тех случаях, когда необходимо показать наилучший результат. Непосредственно перед экстремальной ситуацией необходимо отвлечь его внимание от предстоящей деятельности, снизить в его глазах значимость ситуации и важность возможной неудачи. Ориентировать не на результат, а на технические особенности, процессуальные характеристики выполняемого задания.

В период развития экстремальной ситуации самое лучшее не общаться с ним без его инициативы, а в критические моменты, не показывая своего волнения, постараться снизить его возбуждение, отметив положительные моменты в его работе.

После окончания воздействия, независимо от конечного результата, эмоционально похвалить, повысив в его глазах значение удачно выполненных моментов работы, затем спокойным тоном, детально разобрать его ошибки и наглядно показатель пути их исправления.

Если интеллектуальные и физические возможности превосходят требования ситуации, возможен мобилизирующий вариант общения. Чем больше это превосходство и проще ситуация, тем более актуальна мобилизация. Напротив, чем больше требования ситуации превосходят возможности, тем актуальнее снижение возбуждения.

Проявления подвижности процесса возбуждения.

Сопутствующие качества для лиц с крайне подвижным процессом возбуждения (препятствующие - для лиц с крайней инертностью этого процесса):

1) эффективность работы и усвоение нагрузки (материала) в условиях сочетания коротких интервалов работы и отдыха;
2) кратковременность следовых процессов (быстрота забывания);
3) быстрота переключения внимания и действий на разные или противоположные раздражители;
4) быстрота действий;
5) готовность к внезапным и непредвиденным изменениям;
6) эффективность защиты и контратаки;
7) способность к организационной работе.

В процессе обучения целесообразно чередовать кратковременные дозы информации и краткосрочные этапы усвоения. Материал должен быть разнообразным, показывающим предмет изучения с разных или, даже, противоположных сторон. В процессе выполнения практических работ необходима плотная обратная связь: частые подсказки, замечания, демонстрация различных вариантов правильных действий.

В тренировочном процессе быстрее прогрессирует при усвоении сочетания коротких интервалов работы и отдыха, частого переключения с одних действий на другие. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.

Перед экстремальной ситуацией целесообразно плотное, отвлекающее, снижающее возбуждение общение. Непосредственно перед ситуацией, требующей максимальной мобилизации возможностей, необходима краткосрочная концентрирующая подготовительная фаза - разминка, установка.

В процессе прохождения ситуации по-возможности необходим плотный, концентрирующий внимание на процессуальных элементах деятельности, контакт.

Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться сразу после окончания экстремального воздействия. При разборе желательно быстрое чередование оценок правильных и ошибочных действий с демонстрацией всех возможных вариантов правильных действий и исправления ошибочных.

Проявления инертности процесса возбуждения.

Сопутствующие качества для лиц с крайне инертным процессом возбуждения (препрятствующие - для лиц с крайней подвижностью возбуждения):

1) эффективность работы по усвоению нагрузки (материала) в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) длительность следовых процессов (медленное забывание);
3) длительная концентрация внимания;
4) способность сохранять работоспособность при непредвиденном снижении внешней стимуляции;
5) выносливость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы;
6) эффективность работы в монотонных и однообразных условиях;
7) быстрота выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
8. эффективность атакующих действий;
9) помехоустойчивость и собранность.

В процессе обучения целесообразно растягивать во времени информацию и периоды необходимые для ее усвоения. При этом желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые, основные моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно, частые подсказки и замечания сбивают с собственного настроя выполнения задания.

В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха, плавного перехода от отработки одного упражнения к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и "коронных" приемов.

Перед экстремальной ситуацией необходим длительных период врабатывания с плавных повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций. До, и в процессе экстремального воздействия общение с ним должно носить редкий, развернутый характер. Общаться желательно, в основном, по его инициативе.

После экстремального воздействия необходим некоторый период, дающий возможность самому "переварить" пережитое. Затем целесообразно попросить его сделать анализ своей работы и только после этого дать советы по наиболее существенным моментам.

Проявления подвижности процесса торможения.

Сопутствующие качества для лиц с крайне подвижным процессом торможения (препятствующие - для лиц с крайней инертностью этого процесса):

1) быстрота одиночных "взрывных" действий;
2) эффективное усвоение информации и нагрузки в условиях быстрого сочетания краткосрочных периодов нагрузки и отдыха;
3) быстрая врабатываемость;
4) быстрое переключение внимания на разные или противоположные раздражители;
5) склонность принимать решения без предварительной подготовки;
6) эффективность защитных и контратакующих действий;
7) проницательность, предвосхищение опасности, "подвоха" и других негативных изменений;
8. общительность и организационные способности;
9) радикализм, критическое отношение к устаревшему и условностям;
10) склонность к общению с людьми не связанными условностями и консервативными взглядами (особенно в сфере морали);
11) склонность к раскованности в поведении и свободному выражению своих чувств;
12) повышенная потребность в ситуациях в которых можно расслабиться, "подурачиться" и обратить на себя внимание в большой компании.

Легче усваивает материал в раскованной, непритязательной и игровой обстановке. При этом желательно не сдерживать долго его внимание на чем-то одном: информация должна быть разнообразна и требовать быстрого переключения внимания с одних на другие или противоположные стороны предмета изучения. В процессе выполнения практических работ необходимо удерживать и фиксировать его внимание на неудачных действиях и быстро демонстрировать их правильные варианты.

В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях требующих разнообразия, быстрого включения в ситуацию быстрого чередования нагрузки и расслабления. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.

Перед экстремальной ситуацией целесообразно отвлекающее снижающее его возбуждение общение. Непосредственно перед ее возникновением необходим краткосрочный, концентрирующий его внимание, период (разминка).

В процессе прохождения экстремальной ситуации необходим по возможности плотный, концентрирующий его внимание контакт (особенно в критические моменты).

Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться непосредственно сразу после окончания экстремального воздействия. Не зависимо от исхода (успеха или неудачи) необходимо сделать акцент на ошибочных действиях добиваясь их быстрого и правильного исправления. Если его деятельность в экстремальной ситуации привела к отрицательному результату, то необходимо дать ему понять, что он подвел не только себя, но и Вас и коллектив.

Проявления инертности процесса торможения.

Сопутствующие качества для лиц с крайне инертным процессом торможения (препятствующие - для лиц с крайней подвижностью этого процесса):

1) эффективность деятельности и усвоения информации в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) тщательность и надежность в подготовке;
3) быстрота и эффективность выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
4) эффективность работы в монотонных однообразных условиях;
5) пунктуальность и неукоснительное соблюдение правил приличия;
6) терпимость, выдержанность по отношению к окружающим;
7) высокий самоконтроль эмоций и поведения;
8. склонность к поддержанию традиций, правил поведения и приемов деятельности;
9) склонность к воспитательной и исправительной работе;
10) помехоустойчивость и собранность;
11) дисциплинированность, ответственность, исполнительность и серьезность;
12) самоотверженность и соблюдение моральных норм в условиях, провоцирующих обратное;
13) независтливость;
14) эффективное решение сложных задач в условиях изоляции.

В процессе обучения необходимо использовать сочетание больших блоков хорошо упорядоченной однотипной информации с большими периодами для ее усвоения. Желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно: подсказки и замечания сбивают с собственного настроя.

В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях: сочетания длительных интервалов работы и отдыха, длительной отработки одного и того же приема с плавным переходом к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и "коронных" приемов.

Перед экстремальной ситуацией необходим длительный период врабатывания с плавным повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций.

До возникновения и в процессе экстремального воздействия стараться общаться реже, по существу и по его инициативе.

После окончания воздействия необходимо дать ему некоторое время для самоанализа поведения и деятельности. Затем целесообразно попросить рассказать о выполненной работе и только после этого приступить к исправлению ошибок и к отработке правильных действий. Анализ ошибок и просчетов должен проводиться спокойным, эмоционально-нейтральным тоном. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе резкую отрицательную, особенно публичную, оценку. Ошибки, как правило, результат природной "неповоротливости" и "неуклюжести". Такой человек всегда их остро переживает сам, без посторонней стимуляции.

Проявления преобладания внутреннего возбуждения.

Сопутствующие качества для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения (препятствующие - для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения):

1) способность поддерживать работоспособность в условиях непредвидимого снижения внешней стимуляции;
2) способность эффективно работать в монотонных, однообразных условиях;
3) повышенная потребность в двигательной активности;
4) эффективность атакующих действий;
5) высокое самообладание, эмоциональная стабильность;
6) склонность к лидерству и организаторские способности;
7) социальная смелость, решительность и непокорность;
8. азартность, непроизвольная страстность;
9) непроизвольное стремление сделать больше, чем требуется.

В процессе обучения и воспитания желательно создавать условия, в которых он мог бы в полной мере проявить организаторские способности, и свою склонность к лидерству. Нежелательно создавать "соревновательные" ситуации в тех случаях, когда в состав группы входят более сильные лица, имеющие выраженную склонность к лидерству и доминированию. Информация предназначенная для усвоения не должна быть излишне детализирована и подаваться, в основном, в концентрированном виде, с акцентом на ключевых моментах.

В учебно-тренировочном процессе необходимо следить, чтобы он не превышал заданную нагрузку и не "заводился". В единоборствах желательно формировать атакующий стиль с многократной отработкой "коронных" приемов.

Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее плотное, но отвлекающее, снижающее его возбуждение общение и аналогичная обстановка. По возможности в процессе экстремального воздействия и после него, концентрировать его внимание на ошибочных действиях, но в эмоционально нейтральной форме.

Проявления преобладания внутреннего торможения.

Сопутствующие качества для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения (препятствующие - для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения): 1) способность эффективно распределять усилия, экономичность;
2) эффективность тонкой двигательной координации, точность (меткость);
3) предусмотрительность, способность предвосхищать опасность и негативные изменения;
4) эффективность защиты и контратаки;
5) благоразумность, сдержанность чувств;
6) эффективность взаимодействия с лидером, способность четко выполнять его указания;
7) скромность, деликатность.

В процессе обучения и воспитания необходимо использовать его исполнительность и иметь ввиду его повышенную склонность к подчинению лидеру, либо поиску лидера (ведущего). Вести занятия (особенно практические) желательно эмоционально-нейтральным, но уверенным, не терпящим возражений тоном. Информация для усвоения должна быть достаточно полна, разнообразна и детализирована, но подаваться в наглядной, не допускающей многозначного толкования форме.

В учебно-тренировочном процессе склонен к непроизвольному снижению заданной нагрузки. Поэтому иногда в тактичной форме необходимо дать ему возможность осознать эту его склонность. В единоборствах желательно формировать защитный и контратакующий стиль с отработкой разнообразных технических приемов.

Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее не частое отвлекающее, но повышающее его общий уровень возбуждения общение и аналогичная обстановка (например игровая). По возможности, в процессе экстремального воздействия и особенно сразу после него желательно в эмоционально положительной форме обращать его внимание на закрепление удачных действий. Затем необходимо, в эмоционально нейтральной форме детально разобрать его ошибки и наглядно показать жесткий алгоритм их исправления.

Проявления преобладания внешнего возбуждения

Сопутствующие качества для лиц с крайним преобладанием внешнего возбуждения (препятствующие - для лиц с крайним преобладанием внешнего торможения):

1) склонность к атакующим действиям;
2) тяга к впечатлениям и острым ощущениям;
3) оптимизм, ориентированность на успех;
4) решительность, смелость, склонность к риску;
5) общительность;
6) открытость к внешним и социальным воздействиям;
7) склонность к открытому выражению своих чувств;
8. рациональность, практичность и приземленность;
9) бескомпромиссность, честность в оценки поступков окружающих.

В процессе обучения и воспитания желательно создать условия для постоянного общения. Сложные задачи лучше решает коллективно, заражая окружающих оптимизмом и верой в успех. Информацию целесообразно подавать в наглядной форме с множеством примеров, не допускающих разночтения. На практических занятиях нуждается в более частой обратной связи. В процессе воспитания необходимо учесть, что ему лучше подходит позиция разумного эгоиста, при этом иногда необходимо смягчать его бескомпромиссные, жестокие и ранящие оценки.

В учебно-тренировочном процессе также быстрее прогрессирует работая в группе, постоянно общаясь с тренером и товарищами. В единоборствах предпочтительна отработка атакующих действий.

Перед стрессовой ситуацией и во время экстремальных воздействий необходимо плотное отвлекающее, снижающее его возбуждение, общение. После прекращения экстремальной ситуации акцент целесообразно ставить на разборе его ошибок, затем полезно публичная оценка его удачных действий.

Проявления преобладания внешнего торможения

Сопутствующие качества для лиц с крайним преобладанием внешнего торможения (препятствующие - лиц с крайним преобладанием внешнего возбуждения):

1) способность поддерживать собственную активность без внешней сти- муляции;
2) эффективность работы в однообразных монотонных условиях;
3) предусмотрительность, способность предчувствовать опасность и негативные изменения;
4) эффективность защитных и контратакующих действий;
5) ориентированность на избегание неудач
6) склонность к самостоятельному решению сложных задач и жизненных проблем;
7) критичность в сочетании с замкнутостью, сдержанностью выражения своих чувств и оценок окружающих
8. возвышенность, мягкость, женственность, склонность к тонкому восприятию произведений классических искусства
9) деликатность, гибкость и компромиссность в оценках поступков окружающих.

В процессе обучения желательно создавать условия для самостоятельного усвоения материала. Плотное общение и влияние коллектива могут сбивать с собственного настроя. Информация должна быть более детальной, связанной, но допускающей различные варианты интерпретации и решения. Практические занятия также лучше выполняется изолированно, но с достаточно длительной подготовительной фазой. Общаться желательно только по его инициативе.

В процессе воспитания необходимо учесть его склонность к уходу в возвышенное от жестких требований окружающей реальности. Повышенные (возвышенные) требования к себе могут сочетаться с всепрощенчеством и даже с беспринципностью в оценках окружающих.

В учебно-тренировочном процессе быстрее прогрессирует, выполняя индивидуальные задания. В единоборствах предпочтительна отработка защитных действий.

К стрессовой ситуации эффективнее готовиться самостоятельно, изолировано от окружающих. В процессе экстремального воздействия общаться с ним желательно только по его инициативе и эмоционально-нейтральным тоном. После его прекращения, сначала желательно акцентировать внимание на удачных действиях, затем эмоционально-нейтральным тоном лишь обозначить ошибки. Разбор ошибок необходимо производить индивидуально и по его инициативе. При этом желательно демонстрировать не один, а несколько вариантов удачных действий.

Под силой нервных процессов И.П.Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках. В зависимости от силы нервных процессов нервная система может быть сильной или слабой. Сильная нервная система характеризуется большой силой нервных процессов – возбуждения и торможения; последнее обусловлено большим запасом реактивного вещества в нервных клетках.

Слабая нервная система связана с малым запасом реактивного вещества в нервных клетках; для нее характерна слабость основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Сильная нервная система способна вынести большое напряжение, слабая же такого напряжения вынести не может.

Сила нервной системы – свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т.е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) воздействие.

Сила нервных процессов характеризуется работоспособностью, выносливостью нервной системы и означает способность ее переносить продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчив о сти.
При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает и более сильную реакцию, более слабое раздражение – и более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызывать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно также и самое слабое раздражение может иногда вызывать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в этом смысле совсем не адекватна раздражителю.

Подлинно научное объяснение темпераментов дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от инди­видуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов - возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность ее пе­реносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойст­во- слабость нервных процессов - характеризуется неспособно­стью нервных клеток выдерживать длительное и концентрирован­ное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быст­ро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она дает соответствующую реакцию.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение воз­буждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесия не наблюда­ется: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов - это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (ирра­диации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешен­ных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, сущест­венным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов (хотя выделенный Павловым слабый тип, как правило, отличался преобладанием слабого процесса торможения над слабым процес­сом возбуждения). Так была создана классификация типов выс­шей нервной деятельности (или, что то же самое, типов нервной системы), что показано на рис. 26.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение ти­пов нервной системы и темпераментов выглядит следующим об­разом: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. И. Павлову) - сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павло­ву) - флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешен­ный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тин, по Й. П. Павлову) - холерический темперамент; 4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) - меланхолический темперамент. Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не­полноценным типом (что справедливо относительно животных со слабым типом нервной системы). Несмотря на слабость нервных процессов, представители слабого типа, вырабатывая свой инди­видуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

При рассмотрении рис. 26 могут возникнуть вопросы, почему выделено только четыре типа, почему все-таки слабый тип не делится по признаку уравновешенности и подвижности, почему не выделяется сильный неуравновешенный с преобладанием торможения тип и почему сильный неуравновешенный тип не подразделяется далее по признаку подвижности. И. П. Павлов указывал в этой связи, что его классификация не абстрактная, теоретическая схема, что он выделил такие типы, которые встре­чаются в жизни.

Тип нервной системы - это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных свя­зей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик че­ловека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые фор­мируются в процессе индивидуальной жизни человека, в про­цессе воспитания.

Сангвинический темперамент. Представитель этого типа - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) ученик. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоцио­нально неустойчив, легко поддается чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, срав­нительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, при­ветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Особенности сангвинического темперамента заметно проявляются в. учебной работе учащихся. Если учебный материал интересен, доступен школьнику, вызывает у него эмоциональный отклик, то ребенок быстро усваивает новое, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Если же учебный мате­риал неинтересен и для его изучения требуется длительная, напряженная, однообразная работа, не вызывающая у учащегося-сангвиника эмоционального отклика, то ребенок плохо усваивает новое, отвлекается.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокораз­витое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагопри­ятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправ­ленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомыслен­ное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьёзное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Проявления сангвинического темперамента можно наблюдать у ученика III класса Анатолия К. Очень живой и подвижный мальчик, на уроках - непоседа, часто отвлекается, вертится, раз­говаривает с товарищами. Выразительное лицо, подвижная мими­ка, озорные глаза. Реагирует на самые незначительные события в классе. Всегда в окружении товарищей, с увлечением расска­зывает.им о хоккейных матчах, прочитанных книгах, просмот­ренных кинофильмах. Анатолий вообще легко ориентируется в новой обстановке; например, в день отъезда в лагерь он позна­комился почти со всеми ребятами отряда.

Анатолий быстро увлекается любым новым делом, но так же быстро охладевает к работе, особенно если она трудная, кро­потливая и не дает сразу результата. Когда работа интересна, он делает все быстро - еще не решил до конца задачу, а уже тянет руку, чтобы сказать ответ. Если ответ оказался неправиль­ным, не ищет нового решения задачи, а уже занят чем-то дру­гим.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа мед­лителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основа­тельность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, при­вычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические про­цессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить бес­помощность, но зато запоминает он обычно надолго, основатель­но и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отно­шении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и дате к са­мому себе.

Проявление флегматического темперамента наблюдается у ученика II класса Володи К. Володя все делает медленно, спо­койно, неторопливо. Когда его спрашивают на уроке, он медлен­но встает, помолчит немного и, если знает урок, начинает нето­ропливо монотонно рассказывать; если он не уверен твердо, что хорошо знает материал, молчит, не отвечает на вопросы учителя. Медлительность Володи возмущает учительницу, и она редко его спрашивает. Мальчика любят в классе, товарищи иногда беззлобно подтрунивают над его медлительностью, тормо­шат его на переменах. Володя - хороший товарищ, добродушный, крайне редко выходит из себя, его трудно и рассердить и рас­смешить. За все время обучения никто не слышал громкого смеха Володи.

Холерический темперамент. Представители этого темперамен­та отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психи­ческие процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неурав­новешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъем и вооду­шевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание воз­буждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоцио­нальную несдержанность (что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве часто создает конфликтные ситуации в коллективе.

Положительные стороны холерического темперамента - энер­гия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления - общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам - часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Вот ученик V класса Гарик С. Стремительность и порывис­тость Гарика сразу обращают на себя внимание. Даже когда он сидит за партой и слушает учителя, его сразу можно выделить по выразительной мимике, энергичной жестикуляции. Отвечая у доски, он быстро переминается с ноги на ногу («бег на месте» - шутят товарищи), отвечает торопливо, захлебываясь словами, резко жестикулируя. Однажды во время ответа он опрокинул рукой на столе учителя баночку с цветком и даже не заметил этого. Всегда он готов к порыву, быстрой реакции. Вот учи­тель попросил дежурного ученика принести мел. Пока тот соби­рался выполнить просьбу, Гарик уже сорвался с места и скрылся за дверью - побежал за мелом. Гарик - увлекающаяся натура, все поручения, за которые он берется, выполняет пылко и увлеченно, даже страстно, успешно преодолевая встречающиеся труд­ности. Гарик совершенно не умеет себя сдерживать, часто срыва­ется, по ничтожным поводам вспыхивает, как порох, говорит дерзости учителям и родителям. Он осознает, когда остынет, что нельзя так поступать, но, как говорит, ничего поделать с собой не может. Вспыльчивость и резкость приносят Гарику много неприятностей, приводят к частым ссорам с товарищами в играх, совместной деятельности.

Меланхолический темперамент. У школьников этого темпе­рамента психические процессы протекают замедленно, ребята с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное исиль­ное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Они быстро утомляются. Но в привыч­ной и спокойной обстановке дети с таким темпераментом чув­ствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются, глубиной, большой силой и длитель­ностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к зам­кнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обста­новке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Такой школьник чуждается детского коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве - музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.

Примером меланхолического темперамента может служить ученица IV класса Марина Р. Застенчивая и робкая, она даже ходить старается незаметно. Впечатление такое, что она всегда ждет чего-то неприятного, неожиданного и боится этого. Глубоко переживает не малейшему поводу: даже безобидная шутка или легкая ирония з ее адрес вызывает обиду, которую она переживает очень болезненно. На спектаклях детского театра, при чтении книг также глубоко перешивает за действующих лиц. Не перено­сит, когда оказывается в центре внимания. Отвечая урок, мучи­тельно краснеет, часто теряется, отвечает, как правило, ниже сво­их возможностей. Умственная работа, если она напряженна и не очень интересна, вызывает у Марины быстрое утомление, ей при­ходится делать частые перерывы. Девочка охотно помогает по­другам, отличается отзывчивостью, но внушаема, часто подражает поведению других детей. Марина охотно и успешно занимается музыкой, любит ухаживать за цветами, работать на пришкольном участке, у себя на даче. Тогда она преображается, становится более оживленной.

Нервная система (НС) человека поддерживает гомеостаз – стабильность и постоянство внутренней среды организма в изменяющихся внешних условиях, а также обеспечивает функциональное взаимодействие и интеграцию всех структур организма .

Благодаря нервной системе происходит адекватная адаптация организма к окружающей среде. Это достигается на основе восприятия действующих раздражителей, последующего анализа и синтеза данной информации, а также действия на ее основе .

Процесс переработки поступающих стимулов и реакция на них зависят от свойств нервной системы. Павлов И.П. выделял 3 основных свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность, сочетание которых образует 4 разных типа темперамента .

Таблица 1. Схема сочетания свойств нервной системы и соответствующего вида темперамента по Павлову.

Сила НС (или сила основных нервных процессов в ЦНС) – это способность индивида выдерживать интенсивную или длительную стимуляцию, не выходя в состояние охранительного торможения, т.е. утомления.

Люди с сильной нервной системой в отличие от людей со слабой нервной системой более работоспособны и помехоустойчивы, могут лучше концентрировать и распределять внимание, способны дольше и интенсивнее работать без признаков утомления .

В свою очередь люди со слабой нервной системой быстрее утомляются и не способны так долго сохранять возбуждение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию раздражителей различных модальностей (зрительной, слуховой и т.д.), способны реагировать даже на слабые сигналы окружения .

В условиях однообразной, протекающей в медленном темпе деятельности в ЦНС развиваются тормозные процессы и связанные с ними изменения психического состояния, определяемые как монотония. Состояние монотонии быстрее развивается у людей с сильной нервной системой, поэтому они в меньшей степени пригодны для однообразной монотонной работы, в отличие от людей со слабой нервной системой.

При этом в деятельности, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию, у лиц с сильной НС состояние монотонии отмечается значительно позже, чем у лиц со слабой НС .



Сила нервной системы тесно связана с таким дополнительным свойством нервных процессов, как выносливость.

Выносливость НС - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Подвижность нервной системы в понимании Павлова – достаточно многозначное свойство, которое Б.М. Теплов разделил на два более узких по смыслу: подвижность и лабильность НС.

Подвижность в узком смысле по Теплову – это легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). В ситуациях, когда надо по-разному реагировать на различные стимулы, например на положительные – реагировать, на отрицательные – оттормаживать возникающую реакцию, скорость реагирования зависит именно от подвижности нервных процессов, то есть от того, насколько долго следы от предыдущих реакций сохраняются и оказывают влияние на последующие. Подвижность нервной системы определяет врабатываемость – то, насколько человеку легко включиться в новую деятельность, и легкость переделки стереотипов – то, насколько человек легко может переходить от одних способов выполнения деятельности к другим.

Люди с подвижной нервной системой легко включаются в работу, хорошо переключаются на новые приемы и способы деятельности, как в двигательной, так и в интеллектуальной сфере, без труда устанавливают контакты с разными людьми. Людям с инертной нервной системой нужно больше время для оптимального включения в работу, им трудно быстро оставить одно задание и перейти к выполнению нового, при этом они более терпеливы, устанавливают более прочные условно-рефлекторные связи и обладают лучшей произвольной памятью .

Лабильность НС – это скоростные характеристики возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность определяет темп деятельности (высокий или низкий), а также скорость переработки информации и принятия решений. Это свойство также является основой обучаемости, положительно влияя на успешность в различных сферах деятельности. В узком смысле часто говорят об интеллектуальной и эмоциональной лабильности .



Уравновешенность НС – это баланс силы возбуждения и силы торможения. Данный баланс связан с уровнем активации в состоянии покоя. Он выше у людей уравновешенных и ниже у людей с выраженным преобладанием возбуждения над торможением или торможения над возбуждением .

В рамках профотбора для нас наиболее важны такие свойства нервной системы, как лабильность и выносливость, отражающие соответственно то, насколько человек может быстро включиться в выполнение нового задания, с какой скоростью его выполнять, а также насколько долго сможет поддерживать данную скорость без того, чтобы утомиться. Также нас может интересовать сила или слабость основных нервных процессов в ЦНС, если условия деятельности предъявляют к этому специфические требования (например, у начальника караула пожарной части).