Портфолио воспитателя детского сада (ДОУ): как сделать, положение, примеры, шаблоны, образцы оформления скачать бесплатно. Конкурс «Воспитатель года», или конкурсные заметки члена жюри Строгое, но справедливое жюри

Привет, дорогие друзья! Татьяна Сухих приглашает вас к активному общению на страничках моего педагогического блога. Возможно, кто-то из вас не знает, что ежегодно в России проводится масштабное шоу – конкурс «Воспитатель года». Конечно, участие в этом мероприятии – дело затратное и малоприбыльное, но для удовлетворения профессионального эго – весьма полезное.

Организаторами Всероссийского профессионального состязания работников дошкольного образования являются Профсоюз и Министерство образования и науки. Как обозначено в Положении, главные принципы конкурса – равные возможности для каждого участника, гласность процесса и открытость.

Участие в этом конкурсе повышает статус не только выдвинутого специалиста, но и всего дошкольного учреждения, а также всей образовательной системы региона. Престижно, что ли, иметь в коллективе лауреата, победителя или даже просто участника такого крупного мероприятия.

В течение учебного года на региональном уровне проводятся областные конкурсы, победители которых выдвигаются на участие во Всероссийском состязании, где побеждает лучший из лучших.


Знаете, хотя подготовка и само участие в любых конкурсах стоит нервов и немалых, но для педагога это мощный стимул к самосовершенствованию и самообразованию. Сейчас востребован воспитатель постоянно развивающийся, ищущий и стремящийся вперед, к новым вершинам в профессиональной деятельности.

В конце концов, конкурсы – это праздник, он запомнится на всю жизнь как яркое пятно в будничной нашей действительности. Это праздник общения, веселья, забавных и даже драматических моментов, когда нервы натянуты и плещет из тебя адреналин.

Знаете, во время таких мероприятий происходит настолько сильное единение людей одной профессии, такой всплеск энергии творчества и вдохновения, что заряда хватает на длительное время. После участия хочется работать с новыми силами, творить, развиваться, делиться идеями!


Эх, прямо захотелось на конкурс! Интересно, вы участвовали в крупных состязаниях? Расскажите, пожалуйста!

Зачем проводятся конкурсы для воспитателей?

Если говорить о глобальных целях таких значимых мероприятий как «Воспитатель года», то можно выделить следующие:

  • Содействие широкому распространению инновационного опыта в образовательной дошкольной сфере, проще говоря – на конкурс каждый участник представляет уникальную методику или другую наработку, которая заслуживает внедрения в общеобразовательную систему;
  • Повышение профессионального мастерства педагогов-дошкольников, мотивация на поиски новых нестандартных подходов к воспитанию и обучению дошкольников;
  • Побуждение воспитателей к творческим поискам, развитие стремления к постоянному самообразованию;
  • Повышение престижа профессии воспитателя среди молодого поколения, раскрытие широкого потенциала педагогической сферы деятельности;
  • Создание благоприятной атмосферы в дошкольных учреждениях для самовыражения воспитателей как профессионалов своего дела;
  • Представление самого передового опыта и распространение его в дошкольных учреждениях России;
  • Выявление талантливых педагогов, которые могли бы передать свои знания молодому поколению;
  • Популяризация деятельности дошкольных учреждений посредством СМИ.

Не знаю, выполняются ли на государственном уровне поставленные конкурсом цели, но каждому участнику, независимо от занятого места, конкурс дает огромный опыт и ощущение себя членом большой семьи представителей чрезвычайно важной профессии – педагог.

Иногда на работе приходится преодолевать многое, чтобы адекватно проводить воспитательно-образовательный процесс. Негатив идет с разных сторон: родители воспитанников выражают недовольство вами, руководство может самодурствовать, коллеги плести интриги, дома нелады… Даже дети, кажется, сговорились и ведут себя из рук вон плохо.

Руки опускаются, ты думаешь, что никому не нужны твои старания и стремления что-то внедрить, поменять. Ты – педагог и должен держать себя в форме, но как порой трудно улыбаться деткам.


Так вот конкурсы реально поднимают тебе самооценку как профессионалу, ты понимаешь, что работаешь не хуже других, а в чем-то превосходишь коллег, появляются силы и желание трудиться для малышей, воспитывать их на передовых наработках. Состязания просто помогают держать себя в форме.

Кто имеет право участвовать в конкурсе «Воспитатель года»?

Каждое дошкольное учреждение выдвигает по желанию одного или нескольких участников на областной этап конкурса, который проходит в очной и заочной форме. Кандидат должен иметь квалификационную категорию, быть гражданином России и иметь желание принимать участие в состязании. Ограничений по возрасту, стажу, полу и прочим показателям нет.

Конкурсы в самом дошкольном учреждении на отбор кандидатов на региональное состязание могут проводиться, а могут не проводиться. Если руководство садика считает, что кандидат достоин без условностей представлять садик на областном этапе, то выдвигает участника без отбора.

За учебный год каждая область страны должна провести региональный конкурс и подать своих победителей на Всероссийский этап.


Областные конкурсы проходят в три тура: 1-й заочный, где кандидат изучается по представленным материалам, 2 и 3-й туры – очные, воспитатели демонстрируют свое мастерство перед жюри, зрителями и коллегами.

Какие материалы нужно представить на первый тур конкурса?

Для этого заочного этапа нужно подготовить следующие документы:

  • Надлежащим образом оформленную заявку, бланк которой можно скачать на официальном сайте конкурса. Здесь указываются анкетные данные, место и стаж работы, квалификационная категория и т.п.
  • Отдельно нужно направить фото, заявление на обработку личных данных (стандартный документ) и представление от организации, которая выдвигает вас на конкурс. Я не уверена, что нужна характеристика от начальства, но не помешает.

Помимо этого, нужна презентация участника, которая состоит из трех конкурсных заданий:

  • Предоставление ссылки на личный интернет-сайт – это блог воспитателя, который он лично ведет. Здесь должны быть фото, видео, печатные материалы, которые полностью отражают опыт, профессионализм и наработки воспитателя. Можно опубликовать план саморазвития воспитателя, да вообще, все, что касается педагогики.

Интернет-портфолио оценивается по содержанию, концептуальности и эргономичности сайта. Учитывается актуальность материалов, полезность и познавательность, даже культура подачи материалов. Кроме того, ресурс должен быть удобным, эстетичным, доступным. В общем, думаю, что мой сайт оценили бы довольно высоко, как вы считаете? Или я слишком самоуверенная?

  • Находка или инновация педагога – оформляется в виде конспекта занятия с детьми по любой теме, выбранной воспитателем. Представляется в печатной форме, определенного формата, текст не больше 7 страниц, обязательно фото, видео, инфографика. Эти презентации должны быть максимально уникальными, небанальными.

Оценивается материал по актуальности, оригинальности, применимости «в широких массах» и по соответствию требованиям ФГОС.

  • Эссе «Я – воспитатель» – здесь нет конкретных стандартов. Каждый пишет так, как Бог на душу положит, как он понимает суть профессии и призвания. Но оно обязательно должно отражать мотивы выбора профессии, принципы педагогической деятельности и понимание миссии воспитателя. Да, тест не должен превышать 5 тыс. знаков без пробелов.

Можно написать о себе, своих мечтах, надеждах, хобби. Личная информация всегда привлекает людей.


Все материалы представляются в электронном виде на сайт областного оргкомитета.

Что понадобится для 2-го этапа регионального конкурса «Воспитатель года»?

Очный этап состязания состоит из 2-х заданий:

  • Воспитательно-образовательное мероприятие с дошкольниками – проходит в реальном виде, то есть, как настоящее занятие с детками. Нужно, чтобы форма и тема занятия соответствовала выбранным образовательным технологиям, о которых шла речь в эссе. Например, можно взять свою тему по самообразованию, обязательно написать о ней в эссе и потом построить на этой теме занятие.

Оценивается мероприятие по нескольким критериям: компетентность педагога, умение заинтересовать малышей, мобильность воспитателя (способность организовать эффективное взаимодействие со всеми участниками процесса). Также учитывается степень реализации интегрированного подхода.

Особо оценивается самоанализ занятия, его глубина и рефлексия своей деятельности. Не стоит растягивать мероприятие, на все про все дается 20 минут. Кстати, дети не ваши, а незнакомые, «чужие», так что это задание непростое.

  • Мастер-класс или демонстрация и защита своих наработок: методический прием, метод, технология. Это своеобразный отчет о действенности и научности, если можно так сказать, вашего ноу-хау. Но нет таких требований, чтобы представленные методы или способы воспитания, обучения, развития или оздоровления малышей были строго уникальными. Все уже придумано до нас.

Главное, чтобы представленные техники или технологии соответствовали современным тенденциям дошкольной педагогики. Знаете, в этом этапе учитывается не только суть методики, а умение изложить и заинтересовать жюри, увлечь и очаровать зрителей. Даже если вы просто покажете, как работаете на аппликации с бросовыми материалами, но сумеете это представить феерично, вы понравитесь жюри точно.

По результатам двух этапов определяются 5 финалистов, которые переходят на следующий этап.

Формат 3-го этапа состязания лучших воспитателей

План работы на третьем этапе областного конкурса простой – всего-навсего публичную лекцию нужно подготовить и представить широкой публике.


Обычно тема дается заранее, и финалисты имеют возможность подготовиться. Тема касается, конечно, воспитательно-образовательного процесса. Например, создание оптимальных условий для всестороннего развития ребенка в условиях ДОУ. 10 минут дается на выступление.

Оценивается соответствие заданной теме, отражение в выступлении современных тенденций в системе дошкольного образования, убедительность речи, яркость и грамотность, экспрессивность и умение взаимодействовать с публикой. Ведь формат лекции предполагает вопросы лектору, на которые он должен четко и, желательно, уместно отвечать.

Поскольку мы, воспитатели, артисты в душе, то артистизм выступления тоже оценивается.

Кто же победитель?

Итак, все этапы пройдены, и победитель определяется максимальным количеством баллов. Самый лучший воспитатель области выдвигается на Всероссийский конкурс, что само по себе очень престижно для любого педагога.


Поскольку областные этапы растянуты на весь учебный год, то Всероссийский обычно проводится летом. Хотя, вру, прошлогодний был в ноябре, если не ошибаюсь. Все участники награждаются дипломами, а 1, 2, 3 места награждаются подарками. Кроме того, определяются победители в номинациях: «Дебют года», «Лучшее эссе», «Лучшее портфолио» и другие.

Если организаторам удастся привлечь спонсоров, то призы могут быть солидными. Еще спонсоры имеют привычку выбирать собственные симпатии и награждать их отдельно.

Что говорить, если областные этапы еще можно пройти, то Всероссийский конкурс – это серьезное испытание для нервов. Нужно заранее составлять перспективный план подготовки к этому масштабному шоу и запасаться корвалолом.

Я пока не участвовала в таких больших мероприятиях, но все впереди! Как вы думаете, есть у меня шанс на победу? Это я ненавязчиво напрашиваюсь на комплименты…

Что говорить, только подготовка к областному этапу даст очень многое мне, как профессионалу:

  • Придется перевернуть горы методической и учебной литературы, усиленно заняться повышением своего профессионального и интеллектуального уровня;
  • Серьезно изучить прогрессивные методики самоанализа, поскольку это позволит мне взглянуть на себя как воспитателя со стороны и увидеть плюсы и минусы, а также оценить перспективы;
  • Подготовиться в эмоциональном плане к огромным психологическим нагрузкам, накалу страстей, разочарованию, для этого просто необходимо овладеть техниками саморегуляции;
  • Научиться преодолевать страх перед незнакомой аудиторией, связно и красиво говорить на публику.

Эти навыки не помешают любому воспитателю, даже если он не собирается участвовать в конкурсах.

Еще немного пофилософствую…

Хочу добавить, что участие в таких крупных мероприятиях не только удовлетворяет профессиональное это педагога, но и дает надежды на рост в профессии. Победители, да и просто участники конкурса приглашаются на разные конференции, тренинги, их зовут на обмен опытом в другие регионы и т.д. А повезет, то и в другие страны пригласят!


Это, в общем, настоящий инструмент для профессионального роста воспитателя и возможность показать себя.

Многих моих коллег, да и меня, останавливает банальный страх перед большими мероприятиями, это как экзамен, очень страшно. Но стоит преодолеть это малодушие, как вы поймете, что нет таких барьеров, которые вы не сможете преодолеть. Я себя так уговариваю!

Я вот читала дневники участников прошлогоднего конкурса, то все в восторге от организации и атмосферы. Счастливы были не только победители, но и все, кому посчастливилось принять участие в таком фееричном шоу.

Конкурс 2016 проходил в Петербурге и судя по фото, просто шикарно! Участники не только пахали на конкурсе, но и развлекались: их поселили в первоклассном отеле, кормили изысканно, приглашали на экскурсии по городу, психологически готовили к конкурсу, проводили для них тренинги и познавательные лекции. Никакого негатива, только сплоченность и взаимовыручка.

Участники поддерживали друг друга, даже те, кто не попал в финал, были счастливы, что побывали на таком шоу. А какая память останется до конца жизни, ведь не каждому так повезет, попасть в число самых лучших воспитателей страны!

Так что, если у кого есть сомнения по поводу участия, отметайте их прочь! Да, сначала нужно победить в региональном конкурсе…

Я уже вдохновилась на подвиг, надеюсь, вы меня поддержите, друзья. Если вам показалась статья полезно, прошу, поделитесь ею в социальных сетях, значки которых вы найдете в конце текста. Также не устаю приглашать новых подписчиков, обещаю, будет интересно!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Номинация конкурса «Воспитатель года-2016» проходит на базе МАДОУ Детский сад № 134 (ул. Эрвье, 16, корп. 2 )

С приветственным словом к участникам конкурса и гостям обратилась руководитель детского сада Пуртова Елена Михайловна.

Воспитанники образовательного учреждения подготовили небольшой концерт и создали атмосферу веселого праздника.

Председатель жюри -Белькович Виктория Юрьевна объявила открытие номинации "Воспитатель года - 2016" и представила состав жюри.

В составе жюри номинации «Воспитатель года»:

  1. Белькович Виктория Юрьевна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, кандидат педагогических наук, председатель жюри .
  2. Гребенкина Наталья Валентиновна, заведующая сектором дошкольного образования Департамента образования и науки Тюменской области, кандидат педагогических наук
  3. Скорик Ольга Михайловна, заведующая отделением дошкольного образования ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж»
  4. Козлова Татьяна Максимовна, председатель Ялуторовского Горкома Профсоюза работников образования
  5. Огороднова Ольга Васильевна, заведующая кафедрой психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики ТюмГУ, кандидат педагогических наук.

Студенческое жюри конкурса в номинации «Воспитатель года»

1. Дмитриева Дарья Андреевна ,

2. Цыплакова Евгения Сергеевна бакалавр направления «Педагогическое образование» института психологии и педагогики ТюмГУ

В течение 3 конкурсных дней участники (20 педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области) выступали с презентацией педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике».

Проводили конкурсные мероприятия с детьми, отвечали на многочисленные вопросы жюри.

Кричковская Людмила Алексеевна, воспитатель МАДОУ д/с №153 города Тюмени Тема занятия: «Коллекционирование как способ развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего возраста».

Гусева Маргарита Александровна, воспитатель МАДОУ д/с № 50 города Тюмени «Прогулка-это маленькая жизнь детей»

Беликова Марина Андреевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 5, г.Ишим Сюжетно-ролевая игра

Бакиева Эльвира Вильевна, инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад №12» г.Тобольска «Путешествие в Зоопарк»

Горюнова Наталья Валериевна воспитатель Структурное подразделение МАОУ Маслянская СОШ детский сад "Аленушка", Сладковский район «Сказка - ложь, да в ней намёк! .»

Карелина Елена Ивановна, воспитатель Детский сад "Золушка" Заводоуковск «История одной шляпы»

Кривошеина Юлия Юрьевна воспитатель, МАДОУ Новотарманский детский сад "Огонек", Тюменский район «Военно-поисковый поход отряда «Юные следопыты»

Гостюхина Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ АР детский сад «Сибирячок» корпус №»2 «Теремок», Абатский район «Космическое путешествие на математическую планету»

Мурадян Елизавета Владимировна, воспитатель МАДОУ Упоровский детский сад "Солнышко», Упоровский район Тема:"Экспериментирование с водой""

Потапова Олеся Павловна, воспитатель Филиал Гагаринской СОШ - Ларихинский детский сад, Ишимский район Тема занятия: «Формирование ЗОЖ»

Рахматуллина Елена Федоровна, воспитатель МАДОУ "Нижнетавдинскийдетский сад "Колосок" Тема занятия: «Большие фокусы маленьких иллюзионистов»

Учёнова Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ "ЦРР "Рябинушка", Ярковский район Тема занятия: «Путешествие в страну Музляндию»

Филатова Любовь Анатольевна, воспитатель Филиал МАОУ "Нижнеаремзянская СОШ" -детский сад "Берёзка" с. М-Зоркальцева,Тобольский район Тема занятия: "День рождения Петушка"

Фролова Анна Владимировна, воспитатель, МАДОУ д/с № 183 города Тюмени Тема занятия: «Легоконструирование с элементами робототехники как средство познавательного развития старших дошкольников»

Харченко Людмила Васильевна, воспитатель МАУ ДО "Детский сад Солнышко" Уватского муниципального района «Интегрированное занятие: познание и художественное творчество (рисование) «Путешествие в весенний лес»

Воспитанникам МАДОУ Детский сад № 134 несказанно повезло: с ними работали педагоги, для которых профессия стала образом жизни. На это указывают и темы занятий, и подготовленные физкультминутки, и оригинальное наполнение учебного материала, и нестандартные формы работы с детьми, и привязка к знаменательным событиям в истории и культуре России. >>>

В среду 13 апреля состоялось подведение итогов, объявление суперфиналистов конкурса:

Беликова Марина Андреевна , воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 5 город а Ишима

Рахматуллина Елена Федоровна , воспитатель МАДОУ "Нижнетавдинский детский сад "Колосок"

Гусева Маргарита Александровна, воспитатель МАДОУ д/с № 50 города Тюмени

Карелина Елена Ивановна, воспитатель Детский сад "Золушка" города Заводоуковска

Фролова Анна Владимировна, воспитатель МАДОУ д/с № 183 города Тюмени

14 апреля суперфиналисты представят мастер – класс с аудиторией взрослых и примут участие в работе круглого стола (дискуссии с участием представителей СМИ)

СМИ о конкурсе «Педагог года – 2016»:

Тюменская служба новостей

ИА «Тюменская линия»

Комсомольская правда

Анна Гуполова
Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года-2016»

Здравствуйте Уважаемые коллеги, сегодня хочу поделится с Вами моей презентацией для конкурса " Педагог года 2016 " в номинации " Воспитатель года 2016 "

1 слайд Представление педагогического опыта работы на конкурс

«Воспитатель года - 2016 »

2 слайд :

Когда я маленькой была, то в куклы я играла : кормила кукол с ложечки в колясочке катала : «Ты будто воспитательница - мне говорила мама.

В ясельной группе работала моя бабушка Анна Васильевна

По профессии воспитатель мама Оксана Владимировна

3 слайд :

Я теперь ведь тоже в садике тружусь. Работой воспитателя очень я горжусь !

Дети-это Ангелы

Божья благодать !

Мы должны любить детей, беречь и защищать!

4 слайд :

Разрешите представиться

Гуполова Анна Александровна

03.07.1985 год

МБДОУ № 26 п. Дорохово

Должность : воспитатель

Педагогический стаж : 3 года

Образование : высшее

Экономическое

Психолого-педагогическое

5 слайд :

Кто прекрасней всех на свете? Ну,конечно, наши дети! Чтобы детки не болели и весело на нас глядели, мы здоровье бережем, И по одной тропинке с здоровьесберегающей технологией идём!

6 слайд :

Мы с ребятами любим играть,Ведь в игре столько нового можно познать!Ежедневно мы играем. И новые знания получаем!Учимся в игре всегдаОтличать добро от зла!

7 слайд :

Душа ребенка просит сказки,Он в чудо верит, в волшебство. Фантазия, любовь и ласка-Проявят творчество его.

Проект«Испокон века книга растит человека»

8 слайд :

И родителей я привлекаю, вместе с ними сказки о ребятах сочиняем.

9 слайд :

Чтобы знания развивать нужно много всего знать. Про природу про погоду и какое время года

Проект : «Времена года »

10 слайд :

Мы посадили зёрнышки и подросла пшеница на солнышке сияет, растёт и колосится

Проект : «От семечки к зёрнышку»

11 слайд :

Есть традиция у меня,По окончанию учебного года ,Пишу сценарий для праздника.

«Здорово мы в садике живём»

Ясельная группа

«В поисках сокровищ»

Вторая младшая группа

12 слайд :

Как праздник прошёл мы родителей собираем и наши успехи с ними обсуждаем.

Что было за год не забыть, Чтоб детские улыбки сохранить.

Я фото деток берегу,

И в конце года диски с фотографиями родителям дарю.

13 слайд :

В своей работе особое значение отдаю художественно-эстетическому развитию.

В "Концепции дошкольного воспитания " отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни :

эмоциональной сферы,

образного мышления,

художественных способностей

творческих способностей

Основные положения о понятии «Художественно эстетическое развитие.»

Это формирования способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

Это задача эстетического воспитания –формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок овладевает основными культурными способностями деятельности.

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.)

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Цель моей работы : Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность

Современному обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Именно поэтому, помимо традиционных способов развития творческих способностей детей, использую нетрадиционные техники рисования»

Рисование пальчиками

Рисование ладошкой.

Рисование песком

Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (песком, пластилином, солью, манкой, краской) . А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Рисование манной крупой

Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает :

интеллектуальные способности детей;

внимание;

учит детей думать и анализировать;

соизмерять и сравнивать;

сочинять и воображать

Рисование пластилином

В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло)

Кляксография с трубочкой способствует постановки речевого дыхания.

Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребёнка :

оригинальные идеи,

гибкое мышление

воображение,

творчество,

мелкую моторику,

самостоятельность.

Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения.

Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки.

Успешность художественно- эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.

Наиболее эффективно образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрирует со следующими образовательными областями :

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

27-30 слайды

представлены мониторинги по образовательным областям

«Главная цель воспитания - счастливый человек» .

Планируемый результат :

Ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребёнок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Рисование помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности.

Способствуют формированию изобразительных умений и навыков.

Способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе , семье, обществе, стране, мире и природе.

Желаю всем

хорошего настроения!

Спасибо за внимание!

Мир детства сладостен и тонок, Как флейты плавающей звук. Пока смеется мне ребенок, Я знаю, что не зря живу Твердят друзья: Есть нивы тише, Но ни за что не отступлю. Я этих милых ребятишек, Как собственных детей люблю… И каждый день, Как на премьеру. Вхожу в притихший детский сад: Иду сюда не для карьеры – Здесь каждый мне ребенок рад. Быть в гуще детских восприятий… И так на протяженье лет – Судьба моя – я воспитатель! Нет лучшей доли на земле.


Общие сведения о воспитателе Севастьянова Марина Владимировна воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида 33 муниципального образования Абинский район дата рождения - 24 августа 1977 Образование - среднее специальное, Краснодарский педагогический колледж 1, 2006 год, дошкольное образование, воспитатель детей дошкольного возраста, воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития Общий стаж работы – 11 лет Стаж педагогической работы – 10 лет






Вера в успех, в детей, в свою работу Гореть самой и зажигать других В гармонии детей развивай, способности каждого раскрывай Твори, выдумывай, мечтай» Внедряй идеи смело, и за собой детей веди на творческое дело С улыбкой на работу приходи, и радость детям подари!» Мое педагогическое кредо


Мой опыт работы Мой опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров» Свою работу я начала с детьми раннего возраста. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель « Рука – это своего рода внешний мозг» Кант


Сенсорное развитие ребенка - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорные эталоны -это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка. Сенсорные эталоны – это обобщение сенсорных знаний, сенсорных опытов, накопленных человечеством.


Работая с детьми, обратила внимание на то, что у большинства детей плохо развита ручная моторика. Эти дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за сверстниками. Таким образом, у этих детей сужаются возможности освоения мира. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.


Наблюдая за играми детей, изучая методическую литературу, я пришла к мысли, что для развития сенсорного опыта детей не всегда нужны дорогие игрушки и пособия. Сенсорные эталоны окружают нас повсюду нужно только внимательно посмотреть и включить воображение. И тогда любые предметы можно использовать в играх, развивая ребенка. На создание и использование нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры, меня вдохновила работа Е.В.Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.


Новизна моей работы состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию сенсорной культуры детей дошкольного возраста через внедрение нетрадиционных тренажеров в образовательную деятельность и во все виды самостоятельной деятельности. Комплексы нетрадиционных приемов и игровые тренажеры органично включены во все составляющие образовательного процесса (нод, прогулки, самостоятельную игровую деятельность).


Целью работы с тренажерами является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ. В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач: Знакомство с сенсорными эталонами. Развитие мелкой моторики. Формирование и активизация словаря ребенка. Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного). Развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д. Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов. Изготовление нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры ребенка. Создание эмоционально положительного настроения. Развитие интереса и побуждение к действиям. Формирование представлений о предметах. Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).


Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы: Создание сенсорного уголка в группе; Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; НОД; Совместную и самостоятельную деятельность ребенка Развлечения, праздники Дидактические игры Работа с родителями


При организации сенсомоторного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствует общему оформлению группы и дополняет его. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Сенсорный уголок группы В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.


Тренажер «Тактильные мешочки» предназначены для развития сенсорики, они прекрасно развивает тактильную, кинестетическую чувствительность «рук, а также память и мелкую моторику. Наполнители тактильных мешочков: мука, крахмал, манка, гречка, рис, чечевица, пшено, горох, фасоль и семена льна, такое сочетание позволяет усложнять обучающий процесс от легкого к сложному. Мешочки благодаря хорошо подобранным наполнителям отличают по весу, форме и звучанию. Детям предлагаются следующие задания: - ощупать пальцами поверхность - найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую -ощупывать поверхность и говорить на, что она похожа (то же задание с закрытыми глазами.


Тренажер «Магнитные дорожки» Тренажер «Магнитные дорожки» - магнитная доска с рельефными дорожками (прямыми, волнистыми, зигзагообразными) и магнитами - игрушками. При выполнении упражнений на тренажере дети знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений. Педагог предлагает алгоритм действий – зрительный анализ линии, её называние (прямая, волнистая, зигзагообразная); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии магнитом – игрушкой. Игра «Помоги пчелке долететь до подружки» Цели: Активизация зрительно- моторной координации. Ход игры Ребёнку предлагаем вначале рассмотреть зигзагообразную линию, нарисовать её руками в воздухе, тактильно обследовать, проведя по ней пальчиком, затем провести пчелку по линии.


Тренажер«Веселое ведерко» Для него понадобится ведро большое пластмассовое, кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна, тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую задачу по закреплению названий основных цветов. В крышке выделяем 4 сектора по основным цветам, вырезаем квадраты, в середине вырезаем круг. В ведре сбоку делаем 2 круглых отверстия для детской руки, пришиваем рукава от свитера. Играя с этим пособием, решаются следующие задачи: -соотнесение цвета предмета с цветовым полем. -соотнесение формы предмета с отверстием. -развитие речи за счет слов, обозначающих цвета и форм предметов. -развивать умение находить предметы на ощупь. -развитие мелкой моторики рук и координации. Самок главное, его можно носить по группе и дому, с ним можно играть там, где захочется ребенку, потому что предмет, извлекаемый из ведра, туда же и возвращается по дидактической задаче.


Тренажер«Волшебные прищеп очки» Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на линолеум. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме. Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания. «Сделай дереву веточки» Использование прищепок одного цвета Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. «Сделай колючки ёжику» Чередование прищепок по цвету Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. «Сделай лучики солнышку» Проявление творчества Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.


В рамках реализации опыта я разработала дидактическое пособие «Сенсорные дорожки». И оно пользуется большим спросом не только в моей группе, но и в группах моих коллег. Пособие находит применение во многих областях образовательной деятельности детей (познание, коммуникация, социализация, труд, здоровье) и помогает решать большинство воспитательно- образовательных задач. Дидактическое пособие «Сенсорные дорожки» просто в изготовлении. Выглядит эстетично и вызывает большой интерес у детей своей яркостью. Благодаря данному пособию малыши знакомятся с цветом, величиной предметов, совершенствуют мелкую моторику пальцев рук и так далее. Ну а мы, воспитатели, всегда готовы им в этом помочь.








Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно – образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи. Наблюдения показали, что использование нетрадиционных тренажеров повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, речи, творческих способностей детей. В результате использования нетрадиционных приёмов у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, развился навык игровой деятельности.


Проведенная диагностика по окончании периода работы выявила положительные результаты в овладении детьми моторными навыками: кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость; дети самостоятельно или при небольшой помощи раздеваются и одеваются; дети овладели навыками пользования столовыми приборами; Использование нетрадиционных тренажеров для развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.


Работа с родителями В работе с родителями использую разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, Дни открытых дверей. Цель работы с родителями – научить видеть в окружающем возможности развития своего ребенка, в том числе сенсорные эталоны и используя их в играх, развивать сенсорный опыт детей. Такое общение, основанное на игровой деятельности в быту, сближает детей и родителей, объединяет общими интересами.


Перспектива работы Продолжение работы с дошкольниками с использованием нетрадиционного оборудования для развития сенсорной сферы будет способствовать становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием нетрадиционного оборудования разовьет умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это приведет к проявлению у детей творчества, интеллектуальных способностей. И все это будет проходить содержательно, с увлечением и интересом.


В своей работе я так же широко использую инновационные педагогические технологии. Особенно меня привлекает метод проектов. Для успешной адаптации ребенка к детскому саду мной был создан проект « Погремушка – моя первая игрушка» Цель проекта: помогать детям в адаптации к условиям детского сада. Задачи проекта: снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;развитие игровых навыков, произвольного поведения. развивать творческие способности, фантазию при изготовлении поделок (погремушек) совместно с родителями.




Проект «Чистые ручки» Цель проекта: формирование культурно гигиенических навыков (мытье рук) Задачи проекта: Рассказать детям о том, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой, после игры с игрушками. Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки засучить рукава, включить воду, до получения результата (чистые сухие руки, кран закрыт, полотенце на своем месте). Активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, «мыльные перчатки», пена, смывать. Вслушиваться, понимать смысл художественного слова.



Актуальность

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Просмотр содержимого документа
«Творческая презентация к выступлению на конкурсе "Воспитатель года 2017"»

Швыдченко Дарья Александровна

средней группы № 1

Педагогический стаж – 3 года

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский


Актуальность

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться



Задачи:

Во-первых, познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Во-вторых, обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.

В-третьих, содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми


I этап – информационно-аналитический

  • Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
  • Изучение образовательных технологий
  • Определение целей и задач темы
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
  • Составление перспективного плана работы кружка «Разноцветные ладошки»
  • Разработка конспектов НОД по рисованию нетрадиционными техниками: «Цветы в вазе», «Бабочка – красавица», «Снеговик», «Школа волшебников», «Осень», «Аквариум с рыбками» и т.д.
  • Проведение диагностик
  • Создание условий для эффективного использования нетрадиционных техник рисования
  • Разработка консультаций и рекомендаций для родителей: «Рисование ежа», «Рисование нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования – мир фантазий»
  • Анкетирование родителей

II Основной этап

  • Реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками
  • Кружковая деятельность
  • Проведение НОД, сотворчество со взрослым
  • Наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми
  • Совместные игры-экспериментирования с детьми
  • Экспериментирование с изобразительными материалами
  • Коллективное творчество
  • Проект «Наши младшие друзья»
  • Выставки детских рисунков
  • Консультация « Рисуем дома используя разные способы и средства»
  • Выступление на методическом объединении «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»

В своей работе используем:

  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой,
  • оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • оттиск поролоном,
  • оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель,
  • печать по трафарету,
  • монотипия
  • кляксография с трубочкой,
  • набрызг,
  • отпечатки листьев,
  • тычкование и др.

В своей работе придерживаюсь следующих принципов:

  • Уважение личности ребёнка
  • Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности
  • Развивающий и воспитательный характер учебного материала
  • Наглядность, доступность обучения
  • Систематичность и последовательность подачи материала

В работе использую разные формы:

  • НОД по изобразительной деятельности;
  • совместные игры-экспериментирования с детьми;
  • рассматривание картин-иллюстраций;
  • беседы об искусстве;
  • решение проблемных ситуаций;
  • мастерская (изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр) ;
  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • игровая ситуация;
  • коллективное творчество;
  • рассматривание красочных энциклопедий (по возрасту) ;
  • проекты;
  • выставки детских работ

Работа с родителями

  • Разработка консультаций и рекомендаций для родителей: «Рисование ежа», «Рисование нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования – мир фантазий».
  • Анкетирование родителей
  • Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  • Консультация «Рисуем дома используя разные способы и средства»
  • Организация выставок, конкурсов
  • Проектная деятельность

В результате совместной деятельности с детьми, сотрудничества с родителями дети научились:

  • Владеть простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами и различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками
  • Передавать цветом настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками
  • У детей проявился устойчивый интерес к изобразительной деятельности как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного

Спасибо за внимание

Желаю всем творческих успехов