Сколько лет каббале? Каббалисты агитируют за коммунизм. Мадонна в Каббале: загадочное учение - пропуск в мир избранных? Известные каббалисты

Звезда Давида и её значение

История символа — Гексаграмма в древности — Шестиконечная звезда как магический символ — Шестиконечная звезда в христианстве — Шестиконечная звезда в исламе — Каббала и Звезда Давида — Шестиконечная звезда в масонстве — «Звезда Давида» как символ евреев — Легенды происхождения Звезды Давида как еврейского символа — Символическое значение Звезды Давида — Христианское толкование Звезды Давида

Наверное одним из самых загадочных символов,окутанных множеством невероятных легенд, является гексаграмма, шестиконечная «Звезда Давида» - символ еврейского народа, иудейской Каббалы, масонов, окультистов и магов. Происхождение Звезды Давида неизвестно. За тысячелетия существования этого графического символа он получал самые разнообразные толкования. Однако, любые рациональные обьяснения теряются за нагромождением мифов. Откуда же взялась «звезда Давида», что это за символ, почему именно он сейчас идентифицируется с еврейским народом.

История символа

Шестиконечная звезда (гексаграмма) - один из древнейших и многозначительных символов человечества. Она образована наложением друг на друга двух равносторонних треугольников, один из которых имеет обычное положение, а другой опрокинут. Часто (обычно) изображается как переплетение сквозных треугольников.

Чаще всего гексаграмму ассоциируют с иудаизмом под названием «Звезда Давида». Однако изначально она не являлась специфически еврейским символом и вплоть до XVIIIв. никак не связывалась с иудейской религией. Гексаграмма появилась задолго до появления и масонов, и Талмуда. Она встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии , Британии и др. странах.

Шестиугольная звезда широко использовалась как элемент орнамента потому, что по причинам чисто математического характера покрыть плоскость одинаковыми многоугольниками можно лишь в том случае, если они имеют по три, четыре или шесть сторон (т.е. — треугольниками, квадратами и шестиугольниками). Любой мыслимый орнамент может быть лишь вариацией и усложнением этих первоначальных форм. Первым и естественным усложнением шестиугольника и является шестиконечная звезда, поэтому она встречается в декоративном искусстве с древнейших времен. Она встречалась уже на наскальных рисунках альпийского региона. У древних евреев эта эмблема тоже не несла сначала особого смысла, хотя и встречалась на различных предметах их утвари, печатях и светильниках. Изображение ее можно встретить и на старых мусульманских кладбищах, и в качестве храмового орнамента в христианстве. В начале XIV в. ее чеканили на монетах и печатях Золотой Орды. Гексаграмма встречается в археологических памятниках Скандинавии и Восточной Европы. У древних славян гексаграмма с изображением зверя внутри была символом удачной охоты. Но все-таки основной регион распространения гексаграммы — Индия, а также древние Египет и Греция.

Значение символа в различных культурах

В наше время многие ассоциируют гексаграмму с иудаизмом под названием «Звезда Давида». Однако она используется во множестве других учений и религий - например, в исламе, в христианстве, в восточных религиях, в оккультизме и у масонов. Кроме того, гексаграммы встречаются в современной культуре Нью-эйдж.

В разное время в различных учениях, религиях и тайных обществах гексаграмме давались совершенно различные толкования.

В 4-м тысячелетии до н.э. это был символ шумерской богини любви и власти Иштар (Астарты) , а ещё ранее этот символ использовался в Индии, где гексаграмма почиталась как символ соединения между Кали (треугольник вершиной вниз) и Шивой (треугольник вершиной вверх), порождающего и разрушающего мир.

В тантрическом учении гексаграмма была известна под названием Анахата или Анахата-чакра и означала гармонию двух миров: материи (треугольник с направленным вверх остриём) и духа (треугольник, остриё которого направлено вниз).

Анахата-чакра

Также считается, что гексаграмма означает единение мужского и женского начал (два наложенных друг на друга треугольника) — треугольник, направленный углом вниз, символизирует женское начало, треугольник с углом вверх — мужское.

Средневековые европейские алхимики трактовали гексаграмму как символ всех возможных сочетаний из двух стихий (Земли, Огня, Воды, Воздуха), которых существует шесть. Верхний конец обозначал сочетание Огня и Воздуха, далее по часовой стрелке шли: Огонь и Вода, Вода и Воздух, Земля и Вода, Земля и Воздух, Земля и Огонь. Возможно, одно из самых первых планетарных изображений гексаграммы встречается на титульном листе книги врача-алхимика Иогана Даниэля Милиуса «Opus Medico-Chymicum», вышедшей в 1618 году во Франкфурте. Вокруг гексаграммы идут две латинские фразы: «Тайное станет явным и наоборот» и «Вода и Огонь искупит все».

В XVIII веке планетарная гексаграмма является уже общепринятым эзотерическим символом. Например, ее изображения встречаются в известном трактате «Тайные фигуры розенкрейцеров».

Есть также, оккультно-теософское толкование , по которому гексаграмма символизирует совершенство мироздания , поскольку она является произведением женского числа 2 (два треугольника) и мужского числа 3 (три угла у каждой фигуры). Так гексаграмма расположена в центре эмблемы Теософского общества , в котором состояла Елена Блаватская, автор «Тайной доктрины».


Также эта эмблема включает в себя сразу несколько древнейших символов человечества и девиз «Нет религии выше истины».

Существует «эсхатологическое» толкование : гексаграмму связывали с числом зверя 666 и антихристом — 6 углов — 6 малых треугольников по кругу, 6 сторон внутреннего гексагона.

В XVIII веке гексаграмма активно стала использоваться в масонстве. Например, она изображается как скрещение "двух Великих Светочей" - циркуля и наугольника, которые таким образом образуют "пламенеющую звезду". (Как "пламенеющая звезда" в масонстве также использовалась и пентаграмма).

В христианстве гексаграмму связывают с 6 днями творения мира, а также с Вифлеемской звездой, которая, согласно Библии, имела форму шестиконечной звезды.

По другим легендам, гексаграмма была выгравирована на волшебном кольце-печати царя Cоломона , которы благодаря ей повелевал духами. Отсюда ее другое название — печать Соломона .

Гексаграмма в различных учениях и религиях

Рассмотрим использование гексаграммы в различных учениях и религиях более подробно.

Магический символ

Начиная с бронзового века (конец 4 — начало 1 тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в качестве магического символа у многих народов, от семитов Месопотамии до кельтов Британии.

Шестиконечная звезда часто встречается как «властный» магический символ в колдовских (и средневековых еретических) книгах, посвященных алхимии .

Она используется во всех видах оккультизма, потому что она содержит сатанинское число ‘666’ (6 концов, 6 маленьких треугольников внутри и 6 сторон внутреннего 6-угольника). Это наиболее мощный символ сатаны.

«Звезда Давида» — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга: верхний — вершиной вверх, нижний — вершиной вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам шестиугольника.

На иврите «Звезда Давида» называется «Маге́н Дави́д» , что буквально переводится как «щит Давида». Однако в Библии этот термин не упоминается. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида. Другой его вариант, пятиконечная звезда, пентаграмма, известен под именем «Соломонова печать». Тем не менее, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, измышление позднего Средневековья. Названия «щит Давида» (маген Давид) или «печать Соломона» (sigillum Solomonis) - условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. В талмудической литературе «щит Давида» тоже не упоминался ни разу.

«Звезда Давида» как символ евреев


Флаг Израиля

В наши дни шестиконечная «Звезда Давида» - общепризнанный символ евреев. Число 6 — (ивр. שש‎) символизирует еврейский народ.

Звезда Давида изображена на флаге государства Израиль и является одним из основных его символов. Однако, Гершом Шолем, эксперт в области еврейской мистики и один из основателей Еврейского университета в Иерусалиме, вскоре после того, как было принято решение об изображении шестиконечной звезды на национальном флаге Израиля, опубликовал статью, в которой писал: «Гексаграмма не является еврейским символом, и уж тем более не является символом иудаизма».

Вплоть до XVIIIв. гексаграмма не была у иудеев каким-то особенным символом и никак не связывалась с иудейской религией. Звезда Давида стала еврейским национальным знаком только в XIX в., причем довольно-таки случайно. Она была символом пражской еврейской общины. Именно в Праге возникло в начале XIXв. движение сионистов, ставивших целью переселение евреев в Палестину. Сионисты просто выбрали символ пражских евреев в качестве эмблемы своего движения. С тех пор гексаграмма и стала ассоциироваться с еврейским народом. Окончательно это значение было закреплено изображением гексаграммы на флаге Израиля при провозглашении этого государства. А возникни сионизм не в Праге, а в другом городе — знак на флаге Израиля мог бы быть совсем другим…

Именно в XIXв. шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы.

Шестиконечная звезда использовалась в Иудее ещё во времена римского правления, она встречалась в украшениях синагог, но только как орнамент. В эпоху второго Иерусалимского Храма гексаграмма наряду с пентаграммой была широко распространена не только у евреев, но и у других народов. Однако и тогда она скорее всего обладала все-таки только декоративным характером: у древних евреев эта эмблема тоже не несла сначала особого смысла, хотя и встречалась на различных предметах их утвари, печатях и светильниках.

Менора

менора — храмовый светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.


Менора

Шестиконечная звезда в христианстве

Гексаграмма присутствует и на ранних христианских амулетах. В cредние века в христианских церквях она встречалась даже чаще, чем в синагогах. Причем христианство заложило в этот символ свою собственную Идею, никак не связанную с предыдущими. Вообще звезда в христианской символике чаще всего означает Бога, иногда Церковь. Шестилучевая звезда в христианстве с одной стороны символизирует 6 дней творения (на рисунке отсылка к Богу-отцу - обратите внимание, что нижний луч скрыт, отсылая нас к 5-лучевой звезде Бога-сына), а с другой стороны это Вифлиемская звезда, символизирующая рождение Христа (мессии).

Для справки: семь лучей символизирует семь даров святого духа (чаще всего семилучевые звезды символизируют церковь/ангелов), восемь лучей - звезда Богородицы это совмещение креста и первой буквы имени Христа, это знак торжества христианства, двендцати-конечная звезда это двенадцать апостолов, если у звезды 10 лучей то это 10 апостолов, которые не отреклись от Бога. Четырехконечная звезда это объединение креста и звезды.

Шестиконечная звезда в исламе

Использовалась шестиугольная звезда и в мусульманских мечетях. В частности в Египте, Марокко и Ливане можно обнаружить ее, вплетенной в строки из Священного Корана. Четырехконечные, шестиконечные и восьмиконечные звезды появились в Египте в период правления мамлюков. Они использовались в архитектуре, орнаменте и т.д. А в Мекке главную мусульманскую святыню - черный камень Кааба - из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.

Несмотря на то, что христиане и мусульмане уже в начале XX века стали отказываться от шестиконечной звезды, ее место в истории и культуре этих народов остается прежним.

Чаще всего в этот символ вкладывается идея взаимодействия (взаимопроникновения) двух начал, каждое из которых символизирует один из двух треугольников, составляющих звезду. Это могут быть небесное и земное начало, мужское и женское, физическое или духовное. Т.е. гексаграмма отражает принцип равновесия Вселенной. Верхнее и нижнее, мужское и женское уравновешивают друг друга, что схематически отражает шестиконечная звезда.

Но бывают и другие трактовки.

Каббала и Звезда Давида

С конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты.

Каждый символ имеет по иудейской Кабале 77 ЗНАЧЕНИЙ, из которых 76 - ЛОЖНЫЕ и только ОДНО - ИСТИННОЕ. Правда, эти ложные значения в той или иной мере работают на международный Сион (В. Емельянов, "Десионизация", стр. 43). Завершающий и единственно верный смысл звезды Давида раскрывается в закрытом для гоев толковании талмуда. Иудейская звезда строится из двух треугольников, один из которых расположен вершиной вверх, а другой - вершиной вниз. ПЕРВЫЙ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ СИМВОЛИЗИРУЕТ ИУДЕЕВ, А ВТОРОЙ - ГОЕВ. В этой звезде заложена идея мирового господства евреев над всеми гоями мира.

СИМВОЛИКА, ЗАКЛЮЧЕННАЯ В МАГЕНДОВИДЕ, СВОДИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ: иудеев на Земле мало, но разум их высок, а материи и энергии количественно мало. Иудаизм поднимает дух (волю) иудея на высоту, формирует у евреев все бойцовские качества, необходимые для выживания. Арийцев гораздо больше, чем евреев. У арийцев очень велика масса материи и энергии. Но человек без развитого духа (воли) - это псевдочеловек. Значит НАДО ОБРАТИТЬ ТРЕУГОЛЬНИК ГОЕВ ВЕРШИНОЙ ВНИЗ, ЧТОБЫ ОТНЯТЬ У НИХ ВОЛЮ, ДУХ, СДЕЛАТЬ ИЗ НИХ ПРИМИТИВНЫХ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫХ СУЩЕСТВ, ОТНЯТЬ У НИХ АРИЙСКИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ИХ ДУХ.

ПЯТИУГОЛЬНАЯ ЗВЕЗДА МАСОНОВ - ЭТО ЛИШЬ ВАРИАНТ МАГЕНДОВИДА С ОТРЕЗАННЫМ РАЗУМОМ ГОЕВ. Гои-масоны добровольно отсекают у себя дух, идя холуйничать к своим кошерным хозяевам. Этот символ называется звездой Соломона или магеншломо. Масоны и кабалисты называют его также пентаграммой.

В конце XVII в. еврейские кабалисты трактовали гексаграмму как «щит сына Давида», то есть Машиаха.

В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии. Так, последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления.

В каббале два треугольника символизируют свойственную человеку дуальность: добро против зла, духовное против физического и так далее. Треугольник, направленный острием вверх, символизирует наши добрые дела, которые поднимаются на небеса и вызывают поток благодати, нисходящий обратно в этот мир (что и символизирует треугольник, направленный вниз). Иногда Звезду Давида называют Звездой Творца и связывают каждый из ее шести концов с одним из дней недели, а центр - с субботой.

Ивритское слово «машиах» переводится на русский язык как «помазанный». В переводе на греческий — «христос». Древние евреи в процессе инаугурации мазали царя и первосвященника миррой, их и называли машиах (один раз так назван даже персидский царь Кир, отпустивший евреев из Вавилонского плена). В ТаНахе (Ветхом Завете) машиах упоминается 38 раз.

Римляне отняли у евреев суверенитет, а вместе с ним и царей-машиахов еще в I столетии нашей эры. С тех пор евреи ждут Царя, Машиаха, с приходом которого связывают наступление золотого века. Машиах — это Мессия.

Машиах — это тот, чье появление было обещано Создателем, и его появление означает наступление новой эры. Рамбам (рабби Моше бен Маймон, он же Маймонид - еврейский философ и ученый, живший в 1135 — 1204 годах) полагает, что Мессия восстановит власть дома Давидова, построит Иерусалимский Храм и соберет евреев, разбросанных по земле. Он также восстановит соблюдение заповедей Торы. Рамбам написал целый трактат о том, как распознать подлинного Машиаха — «Законы относительно Царя Машиаха» (ивр. Хилхос Мелех Ха-Машиах). Он утверждал, что не может быть Машиахом тот, кто не преуспел или был убит. Исходя из этого, большинство евреев не считают Машиахом Иисуса Христа (не преуспел в восстановлении царства) или рабби Менахем-Мендла Шнеерсона, седьмого и последнего любавического ребе (по той же причине).

Существует мнение, что приходу Мессии из рода Давида (Машиах бен Давид) будет предшествовать явление предтечи из рода Иосифа (Машиах бен Йосеф). Основанием для этого мнения является пророчество Йехезкеля: «беру я посох Йосефа, который в руке Эфраима и колен Израиля, объединившихся с ним; и положу его к посоху Иехуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке моей». В Талмуде говорится, что Машиах бен Йосеф будет убит, а Раши (рабейну Шломо Ицхаки, жил в 1040 — 1105 годах) уточняет, что произойдет это во время войны Гога и Магога (два мифических народа, олицетворяющих зло).

Последователи иудаизма считают, что точное время прихода Мессии было определено Создателем в начале творения и не известно человеку. Создатель может приблизить приход Машиаха, если евреи того заслуживают.

В каббале например, гексаграмма отображает семь нижних сефирот — шесть лучей и центральный шестиугольник.

Шестиконечная звезда в масонстве

В XVIII веке гексаграмма активно используется в масонстве. Например, она изображается как скрещение "двух Великих Светочей" - циркуля и наугольника, которые таким образом образуют "пламенеющую звезду". (Как "пламенеющая звезда" в масонстве также использовалась и пентаграмма).

Ни в одной политической, религиозной системе символы не играют такой колоссальной и решающей, роли, как в масонстве. Масонство как политическая корпорация издавна стремится не пользоваться письменными документами и приказами своим членам, а старается, не оставляя письменных и ясных следов своей деятельности, прибегать к символическим знакам и намекам, понятным лишь посвященным. Отсюда большое число разнообразных предметов, которым масоны придают символическое значение и которые получают у них свою, масонскую, символическую трактовку. Именно поэтому масонская символика существует как самостоятельная система, хотя многое в ней связано логически и исторически с общеевропейской классической символикой. Масонская символика также тесно связана с церковной символикой христианства, но в то же время отклонялась от нее в интерпретации ряда символов.

Как оккультное тайное общество, масонство широко использует язык символов тайной иудейской чёрно-магической науки Каббалы, внедрённой в иудаизм через вавилонских магов-астрологов (халдеев-сабеистов) во время покорения иудейского народа царём Навуходоносором. Религиозные обряды всех иллюминатов, а также тайные символы всех остальных масонских обществ заимствованы у еврейской Каббалы.

Одним из основных масонских символов является шестиконечная звезда (гексаграмма), которая заключена в замкнутый круг из гностической змеи Уробо́росы, кусающей собственный хвост.

Уробо́рос (др.-греч. «пожирающий [свой] хвост») — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого установить невозможно. Несмотря на то, что символ имеет множество различных значений, наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и умирания. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии.

Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г.

У масонов и их ответвлений всех родов: теософов, спиритов, оккультистов и мн. др., этот символ чаще всего именуется «печатью Соломона» . (Обращаю внимание на РАЗЛИЧИЕ (!): "печать Соломона" - шестиконечная звезда (гексаграмма), в то время как "звезда Соломона" - пятиконечная звезда (пентаграмма, пентакль).)

Верхний треугольник символизирует Бога (Святую Троицу), нижний треугольник - противоборствующего Ему дьявола. Подобной символикой дьявол кощунственно уподобляет себя Богу (тварь Творцу). Круг вокруг звезды означает вечность этого противоборства (иногда не рисуется). Шесть концов звезды символизируют первоначальное творение во время отпадения Люцифера от Бога (до сотворения человека), созданное за 6 дней (сейчас длится Седьмой день творения, после Страшного Суда наступит 8‑й день, Жизнь Вечная). Т. к. углы в равностороннем треугольнике равны 60 о, то каждый треугольник содержит "число зверя" или Антихриста - 666 (с этими цифрами в концах звезды изображается большая государственная печать всемирного масонства). В имени дьявола 6 букв - повторённые три раза, они замещают Святую Троицу (Антихрист заместит собою для людей Христа). В целом гексаграмма символизирует сатану (есть предположение, что именно эту форму будет иметь печать Антихриста). Два треугольника, образующие гексаграмму, имеют ещё одно тайное значение: господство разумных евреев (символизируемых верхним треугольником) над неразумными "гоями" (нижним треугольником).

Шестиконечная звезда является также знаком Антихриста. В ней зашифровано «число зверя» - 666: 6 сторон, 6 углов, 6 вершин. В нумерологической проекции на историю цифра 7 означает век настоящий, 8 - царство Духа Святого, а 6 - ветхозаветное, дохристианское время. Поэтому 6 выражает предполагаемое торжество иудаизма, построенное на отрицании исторической миссии Христа.

Менора

Следует отметить, что подлинно еврейским символом во все времена являлась Менора — храмовый светильник. Задолго до приобретения гексаграммой статуса еврейского символа эту роль выполняла менора — храмовый светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.


Менора

Со II века н. э. менора стала атрибутом оформления синагог. В то же время есть современные теории, связывающие шестиконечную звезду как символ именно с формой подсвечников меноры.

Легенды происхождения Звезды Давида как еврейского символа

Звезда Давида и лилия

Происхождение Звезды Давида как еврейского символа доподлинно неизвестны. Тем не менее исследователь еврейских и иудейских символов Ури Офир выдвинул версию, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него» (Исх.25:31). Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии, который по форме напоминает Маген Давид. В поддержку этой теории он приводит древний перевод Библии Онкелоса на арамейский язык, где слово פרח (цветок) переведено как «лилия». Лепестки белой лилии, как показывает Офир, симметрично расположены и в раскрытом виде образуют правильную шестиконечную звезду, в настоящее время известную как Звезда Давида.

Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь как бы в центре шестиконечной звезды. Таким образом, по мнению Офира, следует рассматривать Звезду Давида наряду с менорой как один из древнейших и наиболее важных еврейских символов.

Щит Великого Царя Давида

Помимо этой версии, есть ещё версия, связывающая современное название символа непосредственно с царём Давидом. По этой версии Давид использовал шестиконечную звезду как свой личный символ, поскольку в древнем иврите имя Давид состояло из трех букв: Далет, Вав, Далет. Т.е. в его имени было две буквы «далет» (буква Далет изображалась как треугольник). Средняя буква Вав значит шесть - шестиконечная звезда. Таким образом, два наложенных треугольника, образующих шестиконечную звезду, могли служить ему своеобразной монограммой. В то же время, согласно некоторым источникам, личная печать Давида содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.

Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида как Божий знак.

Символическое значение Звезды Давида

За тысячелетия существования этого графического символа он получал самые разнообразные толкования. Существуют многочисленные трактовки символического значения Звезды Давида:

  1. Гексаграмма трактуется, как соединение и сочетание двух начал: мужского (треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и женского (треугольник, направленный вершиной вверх).
  2. В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре первоосновы: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю. По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) — воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
  3. По другой трактовке, шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света — севером, югом, востоком и западом.
  4. Маген Давид также трактуется как сочетание небесного начала (макрокосма), которое стремится к земле, и земного начала (микрокосма), стремящегося к небесам.
  5. Согласно Каббале, Маген Давид отражает семь нижних Сефирот. Каждый из шести треугольников и шестиконечный центр символизируют одну из Сефирот: треугольники, начиная с верхнего, по часовой стрелке, символизируют Сефирот Тиферет, Хесед, Нецах, Малхут, Ход и Гевура, а центр — Йесод.
  6. Согласно трактовке раввина Элиягу Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника — две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он — един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности — Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной — нижней, третьей. Эссас рассматривает второй треугольник как символ цели существования человека в объединении идей «правой» и «левой» сторон сотворённого мира.
  7. Существует традиция украшать Маген Давидом сукку — особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот: Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» — сам царь Давид.
  8. Маген Давид имеет 12 рёбер, что соответствует 12 коленам Израиля. По легенде, в годы скитаний в пустыне шатры колен Израилевых разбивались таким образом, что, соединяясь по три, образовывали шестиконечную звезду вокруг Скинии — духовного центра. Таким образом, Звезда Давида рассматривается как символ единства еврейского народа.
  9. Немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг в своём главном философском труде «Звезда спасения» в 1921 году, предложил трактовку Маген Давида как символического выражения отношений между Богом, человеком и мирозданием. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Второй треугольник, направленный вершиной вниз, олицетворяет связи между этими элементами — Творение, Откровение и Спасение. Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения».

Интересно вспомнить, что семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило Маген Давид в свой фамильный герб в 1822 году.

Государственные символы США, например, Большая печать США (в её первой версии), содержат шестиконечную звезду в разных модификациях.

Гексаграмма употребляется также и в исламе, в восточных религиях и в оккультизме.

Подобные гексаграммы встречаются в современной культуре Нью-эйдж, и под другими названиями: Звезда Давида, Звезда Голиафа, Печать Соломона.

В тантризме гексаграмма означает гармонию двух миров: материи (треугольник с направленным вверх остриём) и духа (треугольник, остриё которого направлено вниз).

Шестиконечная звезда (гексаграмма) в христианстве

Гексаграмма имеет древнее отношение и к христианству... Если бы не имел этот символ отношения к христианству, то и не использовался бы на крестах и в храмах....

Гексаграмма - (щит или звезда Давида) шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Встречается в качестве храмового орнамента.

Не упоминается в Библии. Название «щит Давида» - условно. Связь гексаграммы с этими царём в библейской истории не зафиксирована.
Существует объяснение гексаграммы, как символа соединения во Христе божественной и человеческой природы, графического изображения слов св. Иринея Лионского: "Бог стал человеком (треугольник опускающийся вниз), чтобы человек стал богом" (треугольник вершиной вверх).
Использование того или иного орнамента в оккультных учениях не мешает использовать его в Православии с собственным смыслом, как, например, одни и те же буквы могут использоваться в словах, несущих диаметрально противоположное значение.

Ещё тысячу лет назад шестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась на ранне-христианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печать Соломона». В христианских церквях гексаграмма встречается даже чаще, чем в синагогах. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Этот символ до определенного времени имел лишь декоративное значение. Самое раннее упоминание названия «Маген Давид», вероятно, восходит к эпохе вавилонских гаонов (раннее Средневековье). Он упоминается в качестве легендарного «щита царя Давида» в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Однако, наиболее ранний достоверный источник этого названия — книга «Эшколь а-Кофэр» караимского мудреца Иегуды бен Элиягу Хадаси (XII век). В ней он критикует тех, кто превратил этот символ в предмет культа. Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида начала использоваться в качестве мистического знака на амулетах.

Лжемессия Давид Алрой, который предпринял попытку военного похода на Иерусалим с целью отбить город у властвовавших там в то время крестоносцев, считался колдуном и был родом, вероятно, из областей, которые ещё находились под властью хазаров в XII веке . Существует версия, согласно которой, он и был тем, кто превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода.

В XIII—XIV веках Звезда Давида начала украшать амулеты и мезузы, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Каббале внук Рамбана (XIV век). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида.

Шестиконечная звезда (гексаграмма, звезда Давида, печать Соломона) - очень древний символ, эмблема египетского оккультизма. Такую форму, согласно толкованиям Библии, имела Вифлеемская звезда, сиявшая над домом, в котором родился Иисус.

В христианстве шестиконечная звезда символизирует шесть дней творения. Также толкуется как символ борьбы Бога и дьявола (Бог- верхний треугольник, дьявол- нижний).

Оккультно-теософское толкование этого образа гласит, что гексаграмма выражает совершенство мироздания, поскольку представляет собой произведение женского числа 2 (два треугольника) и мужского числа 3 (три угла каждой фигуры). Существует и "эсхатологическое" толкование: поскольку гексаграмма есть произведение 6, 6, 6, 6 углов, 6 малых треугольников, 6 сторон внутреннего гексагона), ее связывали с числом зверя и антихристом.

Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. Начиная с бронзового века (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству.

В связи с еврейством изображение шестиконечной звезды впервые обнаружено на еврейской печати VII века до н. э., принадлежавшей некому Йеошуа бен Йешаяу и найденной в Сидоне. Подобными звёздами украшали также многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахум (Капернауме) (II—III век н. э.), в орнаменте которой чередуются пяти- и шестиконечные звёзды, а также фигуры напоминающие свастику. Таким образом, шестиконечной звезде в этот период ещё не придавалось определённого значения. Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался.

Следует отметить, что подлинно еврейским символом во все времена являлась Менора — храмовый светильник. По этой причине она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение — еврейское.

Почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев?

Гексаграмма (греч. hex - шесть; gramma - черта, линия) - шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) - условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма.

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.

Христианское толкование Звезды Давида

Христианство имеет собственное толкование звезды Давида. Так, шесть лучей звезды символизируют дни творения, а образующие гексаграмму два треугольника - как указание на противоборство бога и дьявола. Русские нео-язычники называют рассматриваемый нами символ «звездой Велеса».

Существует объяснение гексаграммы, как символа соединения во Христе божественной и человеческой природы, графического изображения слов св. Иринея Лионского: «Бог стал человеком (треугольник опускающийся вниз), чтобы человек стал богом» (треугольник вершиной вверх).

Использование того или иного орнамента в оккультных учениях не мешает использовать его в Православии с собственным смыслом, как, например, одни и те же буквы могут использоваться в словах, несущих диаметрально противоположное значение.

Есть и другая версия значения шестиконечной звезды. Этой версии придерживаются некоторые христиане. Вот что говорит об этом священник Олег Моленко: «Со звездой Давида, как и со многими другими культовыми вещами, произошла подмена. Для самого святого царя она означала и символизировала шесть основных устремлений или чувств человека. Главным из них было стремление человека к своему Богу и Создателю. Это стремление выражал верхний конец звезды. Когда это стремление отсутствует - верхний конец пропадает и остается пятиконечная звезда, именуемая пентаграммой, когда изображается пересекающимися линиями, или пентаклем, когда изображается только по контуру. Эта звезда символизирует, что человек всецело устремился к земному и миру сему и принадлежит князю мира сего - сатане. В демонической религии имеет значение расположение этой звезды. Когда она располагается двумя концами вверх, то означает сатану, а когда одним - антихриста зверя. Здесь интересно отметить, что когда в России власть захватила банда большевиков, то их служители в начале носили на головных уборах звезду, символизировавшую сатану, которого они усиленно вызывали своим гимном: "вставай, проклятьем заклейменный". После укрепления своей власти сатанисты приступили к строительству царства антихриста-зверя (коммунизма) в отдельно взятой стране, хотя не переставали делать потуги к разжиганию всемирной сатанинской революции. По приказу главарей звезда на головных уборах была поголовно и быстро развернута в значение антихриста-зверя, т.е. одним концом вверх, что можно и по сей день наблюдать на башнях московского Кремля.

Но князю мира сего мало, что люди принадлежат ему только через их пристрастие к земному. Он желает их сознательного и добровольного подчинения себе. Для этого он тысячелетия готовит подмену: вместо Бога - себя, вместо Христа - антихриста, вместо креста Хриситова - начертание зверя.

Имеет место хождение понятия "печать антихриста". Но Писание не говорит нам о печати, но о начертании зверя:

Откр.13:
"16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его".

Откр.14,9...11: "И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, ... и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его".

Откр.15,2: "И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии".

Откр.16,2: "Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его".

Откр.19,20: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою".

Откр.20,4: "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою".

Слово "печать" указует на способ нанесения изображения на какую-то поверхность посредством оттиска. Это слово употребляется в книге Откровения в положительном значениии:

Откр.5:
"1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
...
5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее".

Откр.7:
"2И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго.
3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых".

Откр.9,4: "И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих".

Мы видим, что можно говорить о своего рода противостоянии печати Божией и начертания зверя. Слово "начертание" происходит от корня "черта" ("чертить") и указует на способ нанесения изображения на какую-то поверхность посредством черчения рисунка, состоящего из линий. Понимание этого дает нам возможность утверждать, что начертание зверя будет в своей основе иметь начерченное линиями изображение звезды. Казалось бы, что за основу начертания зверя должно полагать пентаграмму изображаемую с одним концом вверх. Но это не так. За основу начертания будет взята шестиконечная звезда, состоящая из двух переплетающихся равносторонних треугольников.

В таком случае, можно ли говорить, что за основу будет взята печать Давида в виде шестиугольника? Да, именно печать, а не начертание! Нет, нельзя. Здесь-то и пришло время раскрыть тайну подмены звезды Давида на очень похожую гексаграмму. А тайна эта состоит в том, что возжелавший воцариться над родом человеческим сатана внушил своим орудиям незаметно подменить ненавистную ему шестиконечную печать-звезду Давида на шестиконечное начертание звезды, символизирующей его борьбу с Богом и якобы победу в этой борьбе. Вот эта гексаграмма и стала наряду с пентограммой возлюбленнейшей звездой сатаны и его слуг. В ней шестой конец вверх символизирует воцарение в сем мире и над человечеством сатаны вместо Бога.

Поскольку это воцарение произойдет посредством антихриста-зверя, то и в основу его начертания будет положена именно гексаграмма, символизирующая власть сатаны.

Так в Иудаизме посредством подмены звезда Давида была заменена начертанием сатаны, а вера в единого Бога подменена верой в сатану. Для обмана допускается изображение звезды Давида и разговоры о Боге Творце. Многие простые иудеи по своей духовной слепоте не видят различия между гексаграммой и звездой Давида, которая изображалась только по контуру и была основой его царской печати. Именно в подражание этой печати некоторые русские князья и цари брали за основу своих печатей звезду Давида.

Осталось заметить, что начертание грядущего зверя будет включать в себя имя зверя, написанное буквами по концам гексаграммы и в ее середине, а также число имени зверя. Вот почему оно справедливо называется как начертанием зверя, так и начертанием имени зверя. А имя зверя будет состоять из семи букв.

На сегодняшний день лучше не носить звезду Давида, так как она стала неразрывно ассоциироваться с талмудическим иудаизмом. Тем более нельзя носить гексаграмму, которая прямо указует на сатанизм.»

Итак, согласно этой версии Звезда Давида - это шестиконечная звезда, которая изображалась целиком, без пересечений и линий (т.е. не так, как на флаге современного государства Израиль). Смысл ее заключался в том, что она отображала пять основных чувств человека (символизированы пятью концами, кроме верхнего), которые должны были все подчиниться шестому важнейшему чувству - стремлению и послушанию Богу Живому. Такое изображение, которое иногда встречается даже на старинных иконах, вполне терпимо.

Со времени отпадения иудеев от Бога и веры истинной (после греха Богоубийства) произошла подмена и в их символике. Шестиконечная звезда Давида была сохранена (как указание на иудейское происхождение), но в то же время изменена путем изображения ее в виде двух равносторонних треугольников. В толковании масонов и богоборцев такое изображение - гексаграмма - знаменует собой борьбу двух начал: Бога и сатаны, изображенных в виде треугольников (иногда в виде черного и белого треугольных стариков, которые борятся между собою). Причем, сатана, по их символике, якобы одерживает верх над Богом.

По сути все древние символы современными людьми воспринимаются превратно и часто наоборот, наизнанку, как скажем, та же свастика, приватизированная нацистами. Примеров тому много. Нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма. У многих Звезда Давида ассоциируется только с масонами и иудеями. Но Звезда Давида появилась за долго до появления и масонов, и Талмуда. Так, что, если вдруг увидите Звезду Давида на утвари, иконах, стенах храма - не нужно искать "масонский след". Его там нет (или почти нет, ведь и крест масоны тоже используют широко).

С каждым годом приверженцами Каббалы становится все больше звезд шоу-бизнеса. Каббала - это одно из направлений иудаизма, которое имеет свои порядки, открывает возможность постичь смысл жизни и обрести гармонию с собой и окружающим миром.

Первой из медийных лиц, увлеченных Каббалой, стала певица Мадонна. Все знают, что она строго соблюдает шаббат, носит каббалистические талисманы, а во время своих выступлений пропагандирует это религиозное учение.

С Мадонны и пошла мода на Каббалу в шоу-бизнесе. Вслед за ней приверженцами этого учения стали Бритни Спирс, Дэвид и Виктория Бэкхем, Деми Мур, Перис Хилтон и другие звезды.

Мода молниеносно пронеслась и по российскому шоу-бизнесу. Теперь в Каббалу верят Филипп Киркоров, Вера Брежнева и Андрей Макаревич. Распознать каббалистов не так уж и сложно: на левой руке они носят красную нить , символ этого учения.

Новый всплеск этого течения в России произошел после приезда известного деятеля Центра Каббалы Йегуды Берга. Он прочитал лекцию большому количеству людей, которые собрались в тот день в одном из отелей столицы. На этом мероприятии были замечены не только представители шоу-бизнеса, но и известные бизнесмены.

Прежде чем понять, зачем это учение нужно для звезд шоу-бизнеса, необходимо хотя бы поверхностно знать, по каким принципам должен жить каббалист и какой смысл у этого учения. Каббала требует от своих приверженцев полного отречения от своих желаний и пороков. Это путь к совершенствованию и постижению всего сущего и себя.

Как можно заметить, что ни один из перечисленных последователей Каббалы не живет по правилам этого учения. Скорее всего, звезды шоу-бизнеса гонятся за модой и хотят быть в группе «посвященных».

Одна из российских приверженцев Каббалы, Лолита Милявская, рассказала журналистам о том, что же ей действительно дает это учение. По ее словам, она вовсе не отрекалась от православия и относится к нему с неким равнодушием. Лолита открыла для себя новый мир, вступив в Каббалу. Эта вера дает ей умиротворение и много энергии для новых свершений. Лолита поведала о том, что став каббалисткой, она начала больше понимать свое внутреннее состояние и окружающих людей.

Кроме того, певица не отрицает, что Каббала дает ей возможность проявлять свои экстрасенсорные способности. Ранее она заявляла, что обладает даром ясновидения. Это еврейское учение помогает ей открывать для себя новые вехи в эзотерике.

Лолита снабдила себя всеми атрибутами Каббалы. В ее доме очень много каббалистических символов и талисманов . Кроме того, певица всегда старается носить оберег, привлекающий удачу. Она утверждает, что новая вера помогла ей оправиться от многих трудностей в ее жизни.

Конгресс в Одессе "В круге единства". Урок №1

Впервые каббала была раскрыта 5776 лет назад человеком, которого звали Адам. Он описал это в книге "Тайная сила" ("Разиэль аМалах"). С Адама началась плеяда поколений каббалистов, и всё, что они сделали до нашего времени, мы можем обобщить.

Среди них были люди разного рода: кто-то занимался определенной узкой специализацией в познании , кто-то излагал её на особых уровнях.

А были и такие, кто задавался целью привлечь максимальное количество людей к раскрытию этой системы управления. Именно они особенно важны и дороги нам, потому что с их помощью мы можем достичь того, к чему уже начинаем стремиться.

За всю историю развития человечества большинство каббалистов писали свои труды на уровне, который сегодня нам тяжело понять. Но самый великий каббалист, живший в XVI веке, Ари, действительно сумел обобщить и изложить эту науку.

Он привел в систему огромную сокровищницу знаний, и мы получили от него уже готовую матрицу, на которой базируется вся каббала. До него многие пытались это сделать, но не смогли.

Поэтому нет более близкого человека нам по духу, по важности, по тому, сколько он сделал для нас, чем Ари. Он умер очень рано, в 38 лет, оставив после себя целое наследие.

Через 400 лет после Ари, в начале XX века появился другой великий каббалист, . Ни один из живших до него каббалистов не смог так популярно и доступно переложить систему знаний Ари, как он. Поэтому мы используем труды Бааль Сулама, написанные относительно просто, современным языком. Именно он является опорой в наших занятиях.

Кроме того, его старший сын, мой учитель , дополнил труды своего отца принципами нашей внутренней работы. Бааль Сулам писал, в основном, о системе высшего мира и его внутренней психологии.

А мой учитель в своих статьях изложил, как мы можем на практике начинать ощущать духовный мир, что нужно сделать, чтобы чувственно воспринимать его, систематизировать в себе, создавать новые органы чувств и таким образом идти вперед.

Если бы у нас не было работ Рабаша,то читая Бааль Сулама, мы наслаждались бы логикой, простотой, красотой, гармонией его изложения высшего мира и влияния этой системы на нас, но не знали бы, каким образом можно ее постичь. Это и объясняют работы моего учителя.

Каббалисты описывают высший мир и наш мир, представляющий собой самую низшую, маленькую ступень, отрезанную от духовного мира, как единую систему, которая работает в абсолютной гармонии.

В нашем мире единственным подобием этой системы является полностью исправленный человеческий организм, в котором и сердце, и разум, и все функции кровеносной, нервной, лимфатической и прочих систем работают в гармонии, в унисон.

Они поддерживают друг друга, в них нет ничего лишнего, и только лишь правильное взаимное функционирование создает возможность ощутить всю систему и изучить ее.

Продолжение следует...

Человек хочет жить счастливо. Это, быть может, первый закон жизни. А второй - человек боится одиночества. Но как исполнить эти стремления? Первый путь - изменить к лучшему среду обитания и найти близкое по духу и разуму существо. Второй - к лучшему изменить самого себя и опять же уйти от одиночества. Как в экономике - экстенсивный путь и интенсивный. Маршрутов следования по этим путям цивилизация напридумывала бессчетное множество. Как в винегрете, человек в погоне за синей птицей счастья смешивает все возможные методы - рациональные и иррациональные, земные и астральные, величественные и смешные. Можно, к примеру, организовать межпланетный клуб знакомств и напрямую обратиться к братьям по разуму, которые, как верится, избавят от давящего одиночества. Так поступили украинские астрономы, призвав в компаньоны коллег из других стран. Можно поступить иначе - постараться усовершенствовать самого себя до такой степени, что духовные достоинства позволят сравняться с Его Величеством Творцом. Такой рецепт исповедуют каббалисты, изучающие древнюю и тайную каббалу. Приблизился ли хоть на йоту человек к счастью, ушел ли от одиночества? Как говорил великий мудрец Кант, есть две недоступные пониманию вещи: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Об этих вечных загадках - наша сегодняшняя полоса. Каббала - одно из самых таинственных магических учений. О древней каббале ходит множество легенд. Где правда и где домыслы? В Москву прибыл руководитель всемирной школы каббалистов Михаэль Лайтман, который является учеником Баруха Ашлага, сына самого известного каббалиста ХХ столетия Иуды Ашлага, известного под именем Бааль Сулама. Каббалисты считают, что именно в Бааль Сулама вселилась душа, которая жила сначала в Моисее, а затем в Аврааме. В ком пребывает душа ветхозаветных пророков сейчас, можно догадаться. Рав Лайтман - наследник цепи знаменитых каббалистов прошлого, и сейчас он является единственным, кому дозволено вести публичное обучение. В Москве он прочитал лекцию в Российской государственной библиотеке. Ночью накануне лекции рав Михаэль ЛАЙТМАН говорил с обозревателем "Известий" Сергеем ЛЕСКОВЫМ. - Если бы вам, рав Лайтман, пришлось дать краткое определение каббалы, как бы вы его сформулировали? - А в Большой Советской энциклопедии было это определение? - Было. Про любовь главы не было, а про каббалу была. - Глупость какая-нибудь. Каббала - это методика раскрытия человеку полного мироздания. Человек располагает пятью органами чувств, но есть объем мироздания, который скрыт от него. И каббала открывает этот объем. Это чисто практический метод, доступный каждому. Хотя и очень трудный - надо пройти 125 ступеней. Когда каббалист входит в ощущение высшего мира, исчезают обычные представления о времени и о пространстве. Мир предстает во всей полноте причинно-следственных связей. Человек на другом уровне существования приобретает качества, которые позволяют ему видеть, что есть польза и что есть вред. Исчезает граница между жизнью и смертью, и человек начинает отождествлять себя с вечностью. - Такие способности предполагают особую нравственность? - Об этой категории мы не говорим. Разве у методики может быть нравственность? Просто у человека появляется новый орган чувств, который выводит на иной уровень восприятия мироздания. - А всякие карты Таро, криптограммы, манипуляции с числами? - Чушь и сказки! Каббала - наука о шестом органе чувств. Я мог бы сказать, что это наука о душе, если бы каждый в понятие "душа" не вкладывал свой смысл. - О каббале писали такие выдающиеся личности, как Ян Потоцкий, Борхес, Торнтон Уайлдер. Есть ли в их сочинениях правда? - Ничего этого я не читал, хотя и слышал. Читаю только книги каббалистов. - Если каббала - наука, то у нее должны быть строгие признаки науки - повторяемость результата, его предсказуемость, изменение методики при накоплении новых знаний. - Каббалист записывает свое состояние в строгих количественных параметрах. Учебники по каббале - это диаграммы, таблицы, формулы. Следуя по вычисленному пути, каббалист приходит в нужную точку, куда точно так же придет другой каббалист. Это вроде путеводителя по городу. - В прошлом году в Российском философском обществе, которое работает в рамках Академии наук, создана секция теории и истории каббалы, защищена первая в России диссертация по этому вопросу. Но к философии по известным причинам у ученых осторожное, недоверчивое отношение. - Фундаментальные достижения естествознания совпадают с тем, что много веков назад было написано в книгах по каббале. Физики повторяют то, что раскрыто каббалистами в духовном мире. Это касается, например, происхождения Вселенной вследствие Большого взрыва. В каббале никогда не было сомнения в гелиоцентрической системе мира. В книгах Ари, написанных в XVI веке, дано подробное описание анатомии человека, сердечно-сосудистой системы, говорится о значении костного мозга. Само число 137, одна из основных констант Вселенной (постоянная Планка, умноженная на скорость света, деленная на квадрат заряда электрона), - это зашифрованное значение слова "каббала". - Но если каббале все известно, то не может ли она помочь науке? - Зачем? - Чтобы ученые не мучились. И чтобы человек скорее воспользовался плодами учения. - Что-то не видно, чтобы прогресс прибавил счастья. Каббалист Бааль Сулам большинство своих книг сжег, чтобы ученики сами дошли до нужных им истин. - Где душа, там и Бог. Не хочется вести беседы на скамейке о завтраках с Кантом и доказательствах бытия Божия, но... - Я предпочитаю не говорить о Творце по той же причине, по которой избегаю упоминания о душе. Творец - это не более чем общий закон всего мироздания. - Как складываются ваши отношения с мировыми религиями? - Еврейские ортодоксы нас преследуют. Каббала враждебна любой религии, потому что лишает ее куска хлеба. В каббале не надо ни во что верить. Надо только задавать один детский вопрос - в чем смысл жизни? - Каббала всегда была закрытой областью. Но вы, рав Лайтман, читаете лекции, у вас есть сайт в Интернете. Что-то изменилось в мире? Сколько сейчас насчитывается каббалистов? - Во многих книгах сказано, что в конце ХХ века развитие мира достигнет такой высоты, что люди будут стремиться к познанию смысла жизни. Не все люди, конечно, но возникнет критическая масса. И мы видим, как меняются стремления людей. Для человека есть несколько уровней. Первый - еда, секс, семья. Второй - богатство и деньги. Третий - почет и слава. Четвертый - знания. И лишь в ХХ веке появилось массовое стремление к постижению смысла жизни. Настало время раскрытия миру каббалы, которая и состоит в поиске смысла жизни. Раньше человек был к этому не готов, и каббала была уделом избранных. А сейчас в США каббалой занимается около 12 тысяч человек, в Израиле - 3 тысячи. Восток к каббале совершенно невосприимчив. - Какой социальный статус каббалистов? Это богачи или бедняки? - Среди моих учеников есть и миллиардеры, и безработные. Какое значение имеет содержимое кошелька, если душа одинаково чувствует пустоту? - А место России? У России всегда особенное место. Тем более речь идет о душе. - России определена центральная роль. В этой стране, в отличие от замороженного Запада, духовность всегда играла особую роль. Чувственная наполненность русского человека делает его расположенным к постижению каббалы. Структура русской души такова, что здесь учению легко найти верный отклик. Думаю, может быть так, что Россия привлечет к себе высший свет и здесь возникнет изобилие, сложатся прекрасные отношения между людьми. - Приятно, но все-таки каббала - еврейское учение. - Кто такие евреи? Нет такой нации. Генетически они ничем не отличаются от других народов. Евреи - это группа, которая была выбрана для сохранения знания до тех пор, пока не настанет время открыть его всему миру. В древних книгах точно указан 1975 год, когда можно начать обучение, о чем писал, например, в XVI веке каббалист Гаон из Вильно. - Поскольку нам предстоит стать каббалистами, интересно узнать, налагает ли это учение какие-то ограничения? - Никаких. Ни в еде, ни в одежде, ни в образе жизни. Главное - получать наслаждение. Наслаждение - центральная категория каббалы достигается в слиянии с природой и мирозданием. Но если наслаждение связано с удовлетворением лишь собственных желаний, то оно быстро исчерпывается. Эгоизм сам себе враждебен и бессмыслен. Надо разделить во времени и пространстве наслаждение и стремление к нему. То есть надо стремиться к наслаждению другого человека. Это и есть состояние Творца, его высшее наслаждение - не в получении, а в отдаче. - Зачем же мы рождены эгоистами? Творец мог бы сразу сделать что-нибудь посовершеннее. - То есть создать самого себя? Человек самостоятельно должен прийти к высшему закону. В этом цель Творца. - Видимо, он тоже страдает от одиночества. С какого возраста можно учиться каббале? - Приступать к обучению можно, как только человек начинает задавать себе вопрос: "Для чего я живу?" То есть в любом возрасте. - Мужчины и женщины по-разному воспринимают каббалу? - Мужчины более склонны отдавать, женщины - получать. Поэтому методика обучения разная. Самые просвещенные каббалисты - обязательно мужчины. - Каббалист, как монах, не должен думать о женщинах? - Почему? Наоборот, каббалист излучает столько энергии, что начинает притягивать людей. Каббалист, как вечный мальчишка, перестает стареть, он жаждет все познать в этом мире, чтобы лучше понять высший мир. Каббалист становится более активным человеком. - Женщин-каббалисток эта активность тоже касается? - Не знаю. У женщины в этом отношении все-таки не телесные потребности, а более духовные. - Если каббалист становится мудрее, то помогает ли ему это добиться общепринятого успеха? Он может, например, стать консультантом у олигархов... - То есть "давай что-нибудь провернем"? Вряд ли. Каббала выводит в высший мир, поднимает над желаниями, которые ведут к обычному жизненному успеху. Думая о душе, неизбежно начинаешь меньше беспокоиться о деньгах. Я всегда предупреждаю своих учеников-миллиардеров, чтобы они не забывали о бизнесе, окружали себя преданными помощниками. Утилитарное значение каббала, пожалуй, может иметь только в воспитании детей и в искусстве. Активно занимается каббалой, например, Мадонна. - Каббалисты познают высший мир, но как они относятся к реальному миру? Не стремятся ли они его перевернуть? - Каббалист лоялен к власти и ведет обычную жизнь. Но в какой-то мере он не может не утрачивать интерес к реальному миру, который уже не имеет прежней ценности. - У вас есть дети? - Трое. Сын живет в Канаде. Одна дочь в Израиле пишет диссертацию по биологии. Младшая служит в армии. - Вы боитесь войны? Войны в реальном мире... - Человек готов к самоуничтожению. Я верю, что мир может спасти только каббала. Ничто другое, это уже ясно, мир спасти не может. Марксизм-ленинизм подготовил нас к каббале Член-корреспондент РАН Пиама ГАЙДЕНКО: В XVI веке в эпоху Возрождения вдруг возник интерес к каббале, на европейские языки переводили много книг, ими зачитывались в обществе. Есть ли параллели с нынешним временем? Над этим должны подумать историки и социологи. В принципе человек может стать лучше и через оккультное знание. Почему нет? Мне кажется, что сегодня подъем интереса к тайным учениям естественен: когда сбиваются прежние твердые ориентиры и человек не знает, кто он, откуда он и куда он идет, начинается поиск опоры вне рационального поля. В традиционном обществе с твердым, устоявшимся укладом оккультное знание обычно распространения не получает. В эпоху торжества марксизма-ленинизма оккультное знание преследовалось, людей воспитывали в духе поклонения рациональному знанию. Хотя, согласитесь, сам маркcизм-ленинизм трудно причислить к рациональному знанию. Словом, по всем направлениям в России почва для каббалы хорошо подготовлена. Доктор философских наук Евгений Балагушкин: Каббалисты должны были прийти в Россию. Традиционные религиозные течения все менее соответствуют психологии современного человека. Они построены на фундаментальном разрыве между Небом и Землей, на утверждении о том, что Человек - падшее существо и должен смирить желания. Но современный человек в реальной жизни видит свое могущество, он верит в свои силы и не понимает, почему надо отказываться от дарованного Природой и заведомо ставить себя в забитое, зависимое положение. Он не может понять, почему его созданное Богом тело греховно и только душа способна нести высший смысл. Отсюда многие неврозы и комплексы нашего современника. В сакральном пространстве современный человек ищет учение, которое позволит ему почувствовать себя сотрудником, соратником Творца. Все более распространенным становится следующее построение: Бог плачет в одиночестве, и только опираясь на помощь Человека, они вместе, Бог и Человек, могут спасти мир. Сближение Земли и Неба, Человека и Бога - эта линия генетически ведет к атеизму. К слову, большевизм с его фигурой вождя - одно из последних проявлений светской религиозности. В России богоискательский голод чувствуется особенно остро. Посмотрите, сколько западных проповедников появилось в российской провинции! И каббала, которой в США занимаются сотни тысяч человек, безусловно, у нас может распространиться еще более широко. В идеях каббалы с ее сакрализацией гедонистического счастья можно найти много общего с тем, что высказывал Платон, а он был, согласитесь, не последний мыслитель. Каббала, помимо всего прочего, притягательна для современного человека еще и тем, что не обременяет его грузом греховности. Это, мне кажется, роднит каббалу с буддизмом и кришнаизмом. Не потому ли на Востоке каббала не может найти свою нишу? Каббала (на древнееврейском языке - предание) - часть иудаистской теологии, учения о познании Бога. Считается, что каббалой Бог наделил Моисея в последние 40 дней их встреч на горе Синай. Каббала означает секретные традиции, или неписаный закон, и, согласно древним раввинам, передавалась человеку для того, чтобы он мог понять вселенную вокруг него и вселенную внутри него (так пишет знаток оккультных учений Мэнли Холл). Проникшие в каббалу, как считается, обнаруживают логичную и всеобъемлющую доктрину мироустройства и овладевают приемами влияния на Природу. В Европу каббала пришла в XIII веке благодаря испанским евреям. Среди христиан особое распространение получила в эпоху Возрождения. Влияние каббалы испытывали Агриппа, Парацельс, Гегель, В. Соловьев, Бердяев, Юнг, Бубер. Как всякое мистическое учение, содержит интеллектуальную и ритуальную составляющие. Каббала считается ключом к возникшему позже масонскому эзотеризму.

Накануне международного конгресса “Каббала 2015″, на который съедутся тысячи людей из 70 стран мира, говорящих на 36 языках, хочется вспомнить об основных вехах истории древнего учения. Каждая из этих вех связана с именем одного из великих каббалистов.

Авраам

Одна из гипотез, которой придерживаются сами каббалисты, гласит, что каббала как наука о мироздании ведет свое начало с древнего города Месопотамии Ура Халдейского. Предание того времени (около XVIII в. до н. э.) повествует об истории Авраама. Изучая законы природы окружающего мира, Авраам разработал методику постижения единой, управляющей всем, силы. Эту методику он назвал “каббала”, что в переводе с иврита означает “получение”. Свои исследования Авраам изложил в “Книге Создания”.

Шимон Бар Йохай (РАШБИ)

Во втором столетии нашей эры, когда Иудея почти полностью находилась под властью Рима, ученик выдающегося каббалиста рабби Акивы, РАШБИ, собрав вокруг себя учеников, уединился с ними в пещере на горе Мерон и написал книгу «Зоар» – главную книгу каббалы, инструкцию постижения духовного мира. Вскоре после написания книга исчезла, поскольку мир был еще не готов принять ее.

Лишь через 800 лет книгу нашел арабский мальчик в окрестностях Мерона, который тут же продал ее случайным прохожим. Часть разрозненных листов попала в руки одного мудреца, который смог оценить написанное. Из найденных страниц и была собрана та книга, которая известна нам сегодня.

Ицхак Лурия Ашкенази (АРИ)

Основатель лурианской школы каббалы АРИ, родившийся в Иерусалиме в 1534 году, оставил ученикам новую уникальную методику постижения духовных миров. От него исходит язык современной каббалы, подход и порядок ее изучения. АРИ ввел новый метод описания системы мироздания, используя графические изображения, схемы, чертежи. Его методика была разработана для будущих поколений, тех, в которых изучать каббала может каждый. Достаточно лишь задаться вопросом: “Для чего я живу?”

Йегуда Лейб Алеви Ашлаг (Бааль Сулам)

Один из величайших кабалистов всех времен родился в Варшаве в 1884 году. С детства проявлял необычайные способности, читал в оригинале произведения выдающихся западных философов, среди которых Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и Маркс. В 1921 году Ашлаг переехал в Палестину. В 1940 году он, уже известный каббалист, начал писать комментарий к книге “Зоар” под названием “Перуш а-Сулам”, над которым работал 13 лет по 18 часов в день. После смерти Бааль Сулама в 1954 году его дело продолжил старший сын – Барух Ашлаг.

Спустя 50 лет после смерти Бааль Сулама академический мир начал предпринимать попытки исследования его трудов.

Барух Шалом Алеви Ашлаг (РАБАШ)

Старший сын великого каббалиста Бааль Сулама Барух Ашлаг с юных лет мечтал стать учеником отца и изучать каббалу. То, что Барух слышал от отца, он старательно заносил в тетрадку. Спустя много лет, перед самой смертью, он завещал эту тетрадь своему ученику Михаэлю Лайтману, который и издал ее. В 1983 году группу учеников РАБАШа пополнили 40 молодых светских новичков. Они сильно отличались от прежних учеников, и это позволило РАБАШу провести с ними уникальную работу, развивая духовную методику, наиболее подходящую для нового поколения. РАБАШ умер в 1991 году, а еще через несколько лет его ученик и личный помощник Михаэль Лайтман основал каббалистическую группу под названием “Бней Барух” (“Сыновья Баруха”).

Михаэль Лайтман

Михаэль Лайтман, профессор онтологии и теории познания, доктор философии, магистр биокибернетики, основатель и руководитель Международной академии каббалы и Института исследования каббалы им. Й. Ашлага, родился в 1946 году в Витебске, окончил политехнический университет Санкт-Петербурга, в 1974-м репатриировался в Израиль. А спустя 4 года Лайтман обратился к каббале и стал учеником старшего сына “Бааль Сулама”. Учеба у РАБАШа продолжалась 12 лет. С тех пор Михаэль Лайтман написал более 40 книг, переведенных на 18 языков. В интернете и на 66-м канале израильского телевидения транслируются ежедневные бесплатные уроки каббалы Лайтмана с переводом на восемь языков. Во время этих уроков ученики со всех континентов задают вопросы и получают ответы в режиме реального времени. Аудитория насчитывает около двух миллионов человек по всему миру.

Конгресс начнется 11 марта и продлится два дня. Он состоится по адресу: Тель-Авив, бульвар Роках, выставочный комплекс «Ганей Тааруха», павильон №1. Стоимость входного билета 50 шек.

Для регистрации нужно пройти по ссылке и заполнить регистрационную форму (на русском).

Дополнительная информация – по тел. 1-700-509-209 (на иврите)