Основные направления внутренней и внешней политики Николая I. Внутренняя политика Николая I: кратко об основных направлениях Внутренняя политика николая 1 схема

Во всей великой истории нашей великой Родины царствовало очень много царей и императоров. Одним из таких был , который появился на свет 6 июля 1796 года, а управлял своим государством целых 30 лет, в период с 1825 по 1855 год. Николай запомнился многим как очень осторожный император, не проводящий активную внутреннюю политику в своём государстве, о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Основные направления внутренней политики Николая I, кратко

На вектор развития страны, который выбрал император, оказало очень большое влияние восстание декабристов, произошедшее в тот год, когда правитель взошёл на престол. Это событие и определило то, что все реформы, изменения и вообще весь курс внутренней политики правителя будут направлены на любое уничтожение или недопущения оппозиции.

Борьба с любыми недовольными – вот то, чего придерживался взошедший на престол глава государства всё время своего царствования. Правитель понимал, что России необходимы были реформы, но его первоочередной целью была надобность в стабильности страны и устойчивости всех законопроектов.

Внутренней политики Николая I

Реформы Николая I

Император, осознававший важность и надобность реформ, старался претворить их в жизнь.

Финансовая реформа

Это было первое изменение, которое осуществил правитель. Финансовую реформу также называют реформой Канкрина – министра финансов. Главная цель и суть изменения заключалась в том, чтобы вернуть доверие к бумажным деньгам.

Николай – это первый человек, который предпринял попытку не просто улучшить и создать стабильность в финансовой ситуации своего государства, но и эмитировать мощную валюту, высоко ценившуюся на международной арене. При этой реформе ассигнации должны были быть заменены на кредитные знаки. Весь процесс изменения поделили на два этапа:

  1. В государстве накапливался металлический фонд, который впоследствии, по замыслу, должен был стать обеспечением бумажным деньгам. Для этого банк начал принимать золотые и серебряные монеты с последующим их обменом на депозитные билеты. Параллельно с этим министр финансов – Канкрин, закрепил на одном уровне стоимость ассигнационного рубля, и распорядился исчислять все платежи государства в серебряных рублях.
  2. Вторым этапом стал процесс обмена депозитных билетов на новые кредитные билеты. Они могли без проблем обмениваться на металлические рубли.

Важно! Таким образом, Канкрину удалось создать такую финансовую ситуацию в стране, при которой обычные бумажные деньги были обеспечены металлом и ценились абсолютно так же, как и металлические деньги.

Главные особенности внутренней политики Николая заключались в действиях, направленных на улучшение жизни крестьян. За всё его время правления было создано 9 комитетов, обсуждающих возможность улучшения жизни крепостных. Сразу стоить отметить, что до конца решить крестьянский вопрос императору не удалось, поскольку делал он все очень консервативно.

Великий государь понимал важность , но первые изменения правителя были направлены на улучшения жизни именно государственных крестьян, а не всех:

  • В государственных деревнях, сёлах и других населённых пунктах увеличилось количество учебных заведений и больниц.
  • Выделялись специальные участки земли, где члены крестьянской общины могли их использовать для того, чтобы предотвратить плохой урожай и впоследствии голод. Картофель – это то, чем в основном засаживались эти земли.
  • Проводились попытки решить проблему недостатка земли. В тех населённых пунктах, где крестьянам не хватало земли, проводились переводы государственных крестьян на восток, где свободных участков было очень много.

Эти первые шаги, которые Николай I предпринял для улучшения жизни крестьян, очень сильно насторожили помещиков, и даже вызвали у них недовольство. Причиной этому послужило то, что жизнь государственных крестьян начала действительно становиться лучше, а следовательно, обычные крепостные начали тоже проявлять недовольство.

Позже, правительство государства во главе с императором начало разрабатывать план по созданию законопроектов, которые, так или иначе, улучшали жизнь обыкновенных крепостных:

  • Был издан закон, который запрещал помещикам рознично торговать крепостными, то есть продажа какого-нибудь крестьянина отдельно от семьи отныне была запрещена.
  • Законопроект, называющийся «Об обязанных крестьянах», заключался в том, что теперь помещики имели право отпускать крепостных без земли, а также отпускать их с землёй. Однако, за такое дарование свободы, освобождённые крепостные обязаны были выплачивать своим бывшим хозяевам определённые долги.
  • С определённого момента крепостные получили право покупать собственную землю и, следовательно, становиться свободными людьми. Кроме этого, крепостные также были наделены правом покупать собственность.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на все вышеописанные реформы Николая I, вступившие в силу при этом императоре, ни помещики, ни крестьяне ими не пользовались: первые не хотели отпускать крепостных, а у вторых просто не было возможности выкупиться. Однако, все эти изменения были важным шагом на пути к полному исчезновению крепостного права.

Политика в области образования

Правитель государства решил выделить три вида школ: приходские, уездные и гимназии. Первыми и самыми важными предметами, изучаемыми в школах, были латинский язык и греческий язык, а все остальные дисциплины считались дополнительными. Как только Николай первый взошёл на престол, в России насчитывалось около 49 гимназий, а к концу царствования императора их число равнялось 77 по всей стране.

Изменения потерпели и университеты. Ректора, а также профессора учебных заведений теперь избирались министерством народного просвещения. Возможность обучаться в Вузах давалась только за деньги. Кроме Московского университета, высшие учебные заведения находились в Петербурге, в Казани, в Харькове и в Киеве. Кроме того, высшие образование людям могли дать некоторые лицеи.

Первое место во всём образовании занимала «официальная народность», которая заключалось в том, что весь русский народ является хранителем патриархальных традиций. Именно поэтому во всех университетах, независимо от факультета, преподавались такие предметы, как церковное право и богословие.

Экономическое развитие

Промышленная ситуация, которая устаканилась в государстве к моменту прихода Николая на престол, была самой ужасной за всю историю России. Ни о какой конкуренции в этой сфере с западными и европейскими державами и речи быть не могло.

Все те виды промышленных изделий и материалов, которые были стране просто необходимы, покупались и доставлялись из-за границы, а сама Россия за рубеж поставляла лишь сырьё. Однако, к закату правления императора ситуация очень заметно изменилась в лучшую сторону. Николай смог начать формирование технически развитой промышленности, уже способной к конкуренции.

Очень сильное развитие получило производство одежды, металлов, сахара и текстиля. Огромное количество изделий из совершенно разных материалов начало производиться в Российской империи. Рабочие станки тоже начали изготавливаться на Родине, а не покупаться за рубежом.

По статистке, за 30 с лишним лет, оборот промышленности в стране за один год вырос более, чем в три раза. В частности, машиностроительная продукция увеличила свои обороты в целых 33 раза, а хлопчатобумажная продукция — в 31 раз.

Первый раз за всю историю России началось строительство шоссейных дорог, обладающих твёрдым покрытием. Были сооружены три крупные трассы, одна из которых – Москва-Варшава. При Николае I было также положено начало строительству железных дорог. Бурный рост промышленности послужил увеличению городского населения более, чем в 2 раза.

Схема и характеристика внутренней политики Николая I

Как уже было сказано, главные причины ужесточения внутренней политики при Николае I – восстание декабристов и новые возможные протесты. Несмотря на то, что император старался и делал жизнь крепостных лучше, он придерживался основ самодержавия, подавлял оппозицию и развивал бюрократизм. В этом и заключалась внутренняя политика Николая 1. Схема, представленная ниже, описывает основные её направления.

Итоги внутренней политики Николая, как и общая оценка современных историков, политиков и учёных, неоднозначны. С одной стороны, императору удалось создать финансовую стабильность в государстве, «возродить» промышленность, увеличив её объёмы в десятки раз.

Были даже предприняты попытки улучшить жизнь, и частично сделать свободными обыкновенных крестьян, но эти попытки успехом не увенчались. С другой стороны, Николай Первый не допускал инакомыслия, сделал так, что религия в жизни людей занимала чуть ли не первое место, что по определению не очень хорошо для нормального развития государства. Охранительная функция в принципе была соблюдена.

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I. Продолжение

Вывод

Итог всему можно сформулировать следующим образом: для Николая I самым важным аспектом во время его правления была именно стабильность внутри своей страны. Ему не была безразлична жизнь обыкновенных граждан, но сильно улучшить её он не смог в первую очередь из-за самодержавного режима, который император полностью поддерживал и старался всячески укреплять.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().

Николай I вступил на престол в совершенно особых обстоятельствах, которые в значительной мере объясняют характер задуманных и осуществленных императором преобразований.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга произошло неслыханное для России событие – восстание дворян, направленное против правящей монархии. Декабристы требовали введения конституции, отмены крепостного права и отмены сословного деления общества. Их требования были абсолютно своевременны и согласовывались с духом перемен, охвативших общество после , но Николай оказался не готов признать их законность. Он был напуган тем, что впервые дворянское сословие выступило не поддержкой и опорой трона, а, напротив, той вооруженной силой, которая могла расправиться с самодержавной властью.

Реформы Николая

Внутренняя политика Николая I

Новоиспеченный император не был подготовлен к управлению государством – никто из воспитателей не предполагал, что царевичу придется принять венец монарха. Его увлекало военное искусство, он привык мыслить и действовать как военный человек. В нем не было и доли той гибкости, которая очаровывала в старшем брате Александре.

Реорганизация аппарата управления

С самого начала, едва заняв положение самодержавного монарха, Николай меняет состав приближенных к власти и ко двору лиц. Главные посты заняли люди, носившие генеральское или адмиральское звание. Это П. Киселев, А. Бенкендорф, А.Паскевич и другие.

Управлять государством молодой царь начал при помощи Императорской канцелярии, выполнявшей функции и кабинета министров, и тайной полиции «в одном флаконе». Состоял этот орган из четырех отделений.

Реформирование законодательной базы

При Николае появилось великое множество всяких секретных и тайных комитетов, задачей которых была разработка новых правил жизни общества. Между тем, полагая, будто создает что-то новое, император лишь собирал воедино старые законы и установления и пытался «вдохнуть в них жизнь» в новых, изменившихся условиях. Так, секретный комитет, трудившийся над составлением свода законов, проделал работу по систематизации существовавших законов и выявлению тех их частей, которые можно было применить в период царствования Николая. Вновь привлекли к государственной деятельности Сперанский, под руководством которого проходила кодификация законов. Но беда была в том, что все созданное на государственном уровне давно устарело: Россия жила по сводам 1649 года – и это в период, когда в Европе уже активно развивалось новое, буржуазное общество!

Было издано «Полное собрание законов Российской империи». Но на этом законотворческая деятельность остановилась.

Крестьянский вопрос

Несколько лучше дело обстояло с решением крестьянского вопроса. Работу над ним царь поручил Киселеву. Понимая, что полная отмена крепостного права необходима, Николай все-таки не торопился приступать к этому сложному делу, а решил действовать поэтапно: начать постепенные преобразования с казенных (государственных) крестьян. Было сделано следующее:

  • крестьян объединили в сельские общества, состоявшие из нескольких семей, а те — в волости;
  • в волостях существовали органы самоуправления – сходы, решавшие внутренние вопросы;
  • было организовано обучение крестьян передовым способам ведения хозяйства;
  • земледельцам выдавали ссуды на льготных условиях, обеспечивали зерном в случае неурожаев.

Несмотря на то, что Николаю нравились эти начатые Киселевым перемены, существенного облегчения крестьянам они не принесли. Все остановилось на уровне полумер. А огромная масса крепостных, принадлежавших помещикам, а не государству, так и осталась в положении рабов.

Экономика

Чуть лучше обстояли дела с экономикой страны. Постепенно развивалась российская промышленность (государство не помогало, но и не мешало этому процессу), строились дороги (при Николае была торжественно открыта первая железная дорога в 1837 году), несколько уменьшился внешний долг. Реформа министра Канкрина укрепила серебряный рубль.

Жизнь общества

Очень сложной была внутриполитическая обстановка тех лет. После периода относительного свободомыслиям наступила реакция. Путь в университеты остался открытым лишь для дворян. Ужесточилась цензура – в 1826 был издан новый устав о цензуре, получивший в народе именование «чугунного»: он запрещал буквально все. Нельзя было писать о работе правительственных ведомств, не получив их предварительного согласия; запрещалось печатать многие философские произведения; министр просвещения мог единолично закрыть любое печатное издание в случае, если оно вызывало подозрения.

Характерным был случай, произошедший с другом и однокашником Пушкина по лицею бароном Дельвигом. Главе Третьего отделения Бенкендорфу что-то не понравилось в очередном номере, он усмотрел там некую крамолу. Глава полицейского ведомства вызвал Дельвига к себе, кричал на него, обращался на «ты» и пообещал закрыть издание, а самого издателя отправить в Сибирь. Дельвиг испытал такое потрясение, что слег и вскоре умер. При этом «Северные цветы» не отличались радикальными взглядами: это был либеральный альманах.

С молчаливого разрешения императора полицейский надзор установили за Пушкиным. Почтовые чиновники распечатывали и давали читать царю даже личные, интимного характера письма к супруге.

Общество замерло, пережидая трудные времена. Затихли философские споры, прекратилась полемика между представителями различных политических воззрений. Свободомыслие тех лет, когда царствовал Александр, было забыто.

Результаты внутренней политики Николая

Николай Первый искренне считал главной задачей сохранение Российской империи в том виде, в котором он ее получил. Понимая, что перемены обществу все же необходимы, он решился лишь на некоторые реформы, касавшиеся экономического развития страны. Восстание декабристов наложило отпечаток на царствование Николая Павловича: он настолько опасался повторения этого события, что внедрил в России практически военный режим, неизбежным следствием которого стала стагнация в обществе. Россия словно остановилась.

Николай 1 Павлович (рожд. 25 июня (6 июля) 1796 г. – смерть 18 февраля (2 марта) 1855 г.) – император Всероссийский. Годы правления Николая 1: 1825-1855 гг.

Николай 1 (краткая биография)

Николай был третьим из пятерых сыновей , потому в принципе не мог рассчитывать на престол, чем было определено направление его воспитания и образования. С раннего возраста он увлекся военным делом, в особенности его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

1817 год – великий князь Николай Павлович женился на дочери короля Пруссии, которая в православии получила имя Александра Федоровна. У них было семеро детей, старший из которых, в последствии, стал императором Александром II.


По «теории официальной народности», которая была разработана С. С. Уваровым, у России имеется свой путь развития, она не нуждается во влиянии Запада и ее следует изолировать от мирового сообщества. Российскую империю при Николае Павловиче называли «жандармом Европы» за охранение покоя в европейских государствах от революционных выступлений.

Социальная политика

В социальной политике при Николае 1 делался упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, согласно которого дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. 1845 год – императором был издан «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право

Крепостное право во времена царствования Николая Павловича пользовалось поддержкой государства, и монарх подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Однако император не был сторонником крепостничества и в тайне готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Итоги правления Николая 1

Император Николай 1 скончался 18 февраля 1855 года. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в российской истории, начиная со .

После восстания декабристов государь утратил доверие к высшим слоям дворянства. Основную опору самодержавия теперь он видел в чиновничьей бюрократии. Царь опирался на ту часть дворянства, доходы которой были не достаточными для того, чтобы можно было обходится без государственной службы и жалованья.

Начал формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба стала профессией. Как cчитает известный русский историк А. Коршелов, Николай 1 во внутренней политике руководствовался идеями Н.М. Карамзина, которые были изложены им в записке «О древней и новой истории»: «Самодержавие – важнейший элемент стабильного функционирования государства. Основная цель монархии – служение интересам страны на благо его процветания».

Внутренняя политика Николая 1 была сориентирована на сохранение статус-кво во всех областях жизни, в особенности основ крепостничества, старых политических институтов Она игнорировала насущные проблемы в экономике (промышленность, транспорт, техническое перевооружение армии и флота). Нежелание провести буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая 1, обернувшись поражением Российской империи в Крымской войне.

После смерти (или исчезновения) брата Александра в 1825 году был вскрыт императорский манифест 1823 года, где Александр указал Николая своим наследником престола в обход брата Константина, поскольку тот от правления отрекся. Николай настоял на соблюдении всех юридических проволочек и приказал всем присягнуть Константину, а после этого отправить тому посла в Варшаву, чтобы брат подтвердил отречение. Константин отречение подтвердил, но с нотариальным заверением затянул по неизвестной причине. Этим воспользовались члены Северного и Южного тайных обществ декабристов , которые долго ждали удобного момента. Этот небольшой период биографии Николая известен как Междуцарствие .

14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло Восстание декабристов , которое поэтично воспевали историки советской эпохи, а на самом деле являлось бунтом радикально-настроенной и непризнанной интеллигенции и дворян-тунеядцев. Петербургский «майдан» 1825 года (а сходство с недавними киевскими событиями крайне велико) обернулся блокированием Сената, убийством Петербургского генерал-губернатора Михаила Милорадовича (героя Отечественной войны 1812 года ) и требованием Пущина и Рылеева не присягать Николаю Романову, создать временное правительство с целью переформатирования Российской империи в конституционную монархию, а еще лучше - в республику по примеру Франции конца XVIII века .

Как это часто бывает у либеральных революционеров, восстание было организованно из рук вон плохо, и правительственные войска легко его подавили. Пятеро основных инициаторов было казнено (первая и последняя казнь в правление Николая I), остальные отправлены в ссылку. При этом император лично назначал место ссылки для каждого декабриста. В опалу попал и молодой вспыльчивый поэт Александр Сергеевич Пушкин , чьи стихи в поддержку декабристов были найдены чуть ли не у каждого второго задержанного. Позже Николай I захотел лично лицезреть великого поэта, для чего вернул его из ссылки, затем назвал Пушкина умнейшим человеком в России и стал его личным цензором.

Внутренняя политика Николая I.

Во внутренней политике Николай Павлович придерживался более консервативных взглядов, чем его либеральный брат .

  1. Он ужесточил цензуру после Восстания декабристов. Именно этот факт обычно вспоминают либеральные отечественные и западные историки (полностью игнорируя всю остальную деятельность) как средство поливания грязью брата Александра Павловича .
  2. Николай I, наконец, стал уделять внимание индустриализации страны, совершил промышленный переворот тем, что:
    • создал множество фабрик, заводов, завез из-за границы новые станки и оборудование;
    • заложил первую железную дорогу - от Москвы до Санкт-Петербурга в 1836-1837 годах;
    • уделил особое внимание техническому образованию как высшего, так и низшего сословий;
    • провел ряд архитектурных и строительных реформ, как например, регламент высоты зданий согласно ширины улиц, постройка астрономической обсерватории, изменения в фортификационном строительстве (благодаря последним Санкт-Петербург стал неприступным для штурма со стороны Балтийского моря).
  3. Военная реформа. Введение строгой дисциплины (при Александре офицеры ходили чуть ли не во фраках, и вообще - в чем заблагорассудится) и создание внешних знаков различия. Звездочки на погонах - изобретение Николая, до этого было непонятно какого звания офицер, пока он не представится или не предоставит документы.
  4. Кодификация нормативно-правовых актов. До этого времени последний свод законов был создан еще в середине XVII века вторым царем династии Романовых Алексеем Михайловичем (Соборное Уложение 1649 года), и все последующие законы за почти 200 лет были не структурированы и часто противоречили друг другу.
  5. Активное участие в проблемах крестьян. Было отменено много законов еще петровской эпохи . Теперь крестьяне не могли быть проданы отдельно от своей семьи и без своей земли. Безземельные дворяне вообще теряли право на крепостных. Свободные (государственные) крестьяне получили некоторые права и привилегии. Были созданы школы и больницы для крестьянского сословия, а позже и суды. За угнетение крестьян помещики строго наказывались (вплоть до ареста всего имущества).
  6. Активное участие в жизни простого населения. Во время эпидемии холеры 1830 года, например, Николай I лично посетил лечебницу с больными, каждого приободрил и выслушал, невзирая на крайне высокую опасность заражения. После этого он один в поле сжег одежду, чтобы не заразить окружающих, выждал карантин в 11 дней и вернулся ко двору. Это был беспрецедентный случай для того времени, но многие историки забывают о таких фактах, называя Николая I самодержцем-тираном и деспотом.

Внешняя политика Николая I.

C 1826 года по 1828 год Персия предприняла неоднократные попытки вернуть свои земли в Закавказье. В результате двухлетней русско-персидской войны она потеряла еще и Нахичеванское и Эриванское ханства.