Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета. Анализ Заря прощается с земелею (Фет А. А.) Как будто чуя жизнь двойную

Родина Афанасия Афанасьевича Фета - Мценский уезд Орловской губернии. Его земляки: Николай Семёнович Лесков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Андреевич Бунин, Леонид Николаевич Андреев - были неравнодушны к красоте родного края, описывая её в своих произведениях, но А.А.Фет стоит в этом ряду известных литераторов особняком. Он по праву считается одним из самых пронзительных поэтов русской природы. Многие его произведения являются именно описаниями её волнующей красоты. Какие необычные слова умел он находить для того, чтобы привычная картина ночи, ручья, травинки превратилась в состояние души, в настроение, воспоминание, переживание: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи у наших ног…» или:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких

И блестящий снег

И саней далёких

Одинокий бег.

Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Но именно над этим сразу и задумываешься: в чём его простота? Почему, несмотря на обыденность, к нему вновь возвращаешься? Как непритязательность оборачивается притягательностью? Автор даёт нам увидеть «кусочек вечера» глазами повествователя:

Заря прощается с землёю,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

И мы видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. Контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю». Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин»: желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката. Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…

Как незаметно потухают

Лучи – и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

Деревья здесь - живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Это очень приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям ведомо, что скоро, скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями… И всё таинственней, безмерней Их тень растёт, растёт как сон:

Как тонко на заре вечерней

Их лёгкий очерк вознесён!

Взгляд наблюдателя скользил вверх-вниз: «небо-земля», а теперь появилось ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт», и картина становится объёмной, цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие, кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес. Лучи погасли, лес потемнел, цветная картинка исчезла и теперь фотография превратилась в дагерротип. А на земле вытянутыми карикатурными линиями узор повторяется, искажённый, но узнаваемый и прекрасный по-своему. Тончайшие колебания и настроения человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же

простыми и привычными словами.

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, -

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Деревья – удивительные существа. Они неподвижно прикреплены корнями к одному месту, где пьют соки матери-земли. Но они могут двигаться ветвями, листьями, всем своим телом в воздушном океане, где они живут. Необыкновенно интересно наблюдать за движением высоких деревьев в лесу, когда долго смотришь на них снизу. Возникает абсолютное ощущение, что они общаются друг с другом, понимают друг друга; они раскачиваются, шелестят, прислушиваются, отвечают, согласно кивают или отрицательно, возмущенно машут ветками, как руками. Может быть, они видят нас? умеют думать? чувствовать? любить? Они – как мы - рождаются, живут, растут, питаются, дышат, размножаются, болеют, умирают, у них бывают враги и друзья. Но часто ли мы думаем об этом? А.А.Фет, несомненно, любил природу, много знал о флоре и фауне, умел замечать и наслаждаться праздником жизни, хотя «ничто человеческое было ему не чуждо». Он мечтал о восстановлении дворянского звания, о достижении материального достатка, поэтому не женился на любимой и любящей бесприданнице. Современники характеризовали его как человека практического склада, что не мешало ему улавливать «трепет жизни» и щедро делиться им со своим читателем. Удивительно, что в стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не было сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на месте повествователя. Язык автора настолько прост, понятен и приближен к обыденной речи, что кажется: «Да я и сам запросто мог бы так рассказать». Да, оно просто, как всё гениальное. Стихотворение не открыло нам чего-то нового или неизвестного; оно стремилось приковать внимание и воображение читателя (зрителя, слушателя) к тому, что он часто видит, но не замечает, чувствует, но не отдаёт себе отчёта в этих чувствах. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»! Но вместе с тем, Афанасий Афанасьевич не считает своей личной заслугой то, что он может поведать нам о чуде мгновения: «Поэт смущён, когда дивишься ты богатому его воображенью. Не я, мой друг, а божий мир богат…» Мне кажется, что жизнь станет много полнее, легче и приятнее, если мы, следуя пожеланиям А.А.Фета, чаще будем оглядываться вокруг и замечать, сколь «божий мир богат».

Читать стих “Заря прощается с землёю” Фета Афанасия Афанасьевича нужно с пониманием того, что написан он в сложный для поэта период – время после потери любимой девушки. Поэтому и это произведение, и многие другие, датированные 50-ми годами 19 века, посвящены теме смерти. Читать его на уроке литературы просто как образец пейзажной лирики было бы в корне неверно – здесь имеет место олицетворение. Если учить произведение в классе внимательно, легко заметить, что оно явно делится на две части: в первой автор настроен романтически и как будто предвкушает чудо, но вскоре он становится мрачен и уныл.

В тексте стихотворения Фета “Заря прощается с землёю” видится метафора жизни самого поэта: первую ее часть Мария Лазич освещала своими чувствами, наполняла надеждой и нежностью. Но после ее гибели наступило время непроглядной печали. Если прочесть произведение онлайн полностью, то становится очевидно, что эта печаль поглощает душу автора. Он хоть и надеется на то, что сможет соединиться с той, что отвечала ему взаимностью в материальном мире, по ту сторону, но глубоко в душе осознает – эта надежда напрасна. Свое горе он не может поверить миру иначе, чем в стихотворной форме.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Т.Ф. Нешумова,
школа-лаборатория № 875,
г. Москва

Урок по стихотворению А.А. Фета
«Заря прощается с землею...»

6 класс

Занятие, посвященное размышлениям над стихотворением Фета, следует после цикла уроков, знакомящих шестиклассников с одним из важнейших мировых мифологических символов – образом мирового древа. Все занятие построено в форме эвристической беседы.

Разговор начинается с выяснения понимания содержания стихотворения. Несложный на первый взгляд вопрос: Какое время суток описано в стихотворении? – вызывает поначалу у детей неоднозначные ответы, основанные на поверхностном прочтении первой строки: Заря прощается с землею . Ведь в современном языке в слове заря актуализируется значение, синонимичное значению слова восход и антонимичное слову закат . Разобраться со значением слова заря в этом стихотворении помогает поиск ответа на вопрос: С каким логическим определением употреблено это слово в третьей строфе?

Словосочетание по заре вечерней воспринимается юным, неискушенным читателем почти как оксюморонное, поэтому необходимым элементом урока становится знакомство с содержанием статьи заря толковых словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова.

Заря – видимый свет, находящийся под небосклоном; отражательный свет до восхода и по закате от солнца; время это и сама продолжительность его.

С.Ожегов:

1. Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. З. занимается (утренняя). От зари до зари (целую ночь). Ни свет ни з. (очень рано). Вставать с зарей (очень рано).

2. Перен. Начало, зарождение чего-н. радостного. На з. жизни. З. свободы.

3. Утренний или вечерний военный сигнал. Бить или играть зорю .

Разъяснив, что речь в стихотворении идет о вечерней заре, прошу назвать те образы стихотворения, которые семантически связаны со словом заря : огни, мгла, потухающие и гаснущие лучи, небо . Как видно, они равномерно распределены по строфам стихотворения и создают его эмоционально-зрительный фон.

Прошу детей еще раз обратить внимание на первую строчку стихотворения и выделить слово, на которое падает логическое и интонационное ударение (прощается) , назвать вид использованного здесь тропа (олицетворение) . Прошу вспомнить, в каких уже известных произведениях мы встречались с образом зари . Дети чувствуют неслучайность этого олицетворения и сами вспоминают культурную традицию, лежащую в его основе: розовоперстую греческую богиню утренней зари Эос и соответствующую ей римскую Аврору, знакомую им по пушкинскому стихотворению «Зимнее утро». Необходимым представляется предостережение: олицетворение здесь вовсе не равно полной персонификации образа зари, характерной для мифологической традиции.

Обращаю внимание на то, что уже первая строка содержит упоминание о двух мирах, «двойная жизнь» в которых и является главной темой стихотворения Фета: на последней, такой же сильной, как и начало строки, позиции стоит слово землею , влекущее за собой соответственно земной семантический ряд: дно, долина, земля родная . (На доске появляются два схематических изображения этих рядов вместе с опорными словами, между которыми расположатся позже, в ходе обсуждения стихотворения, главные его герои – деревья и одушевивший их лирический герой.)

Скажите, от чьего имени написано стихотворение, кто увидел это прощание земли с зарею и размышляет о нем? Докажите, что в стихотворении присутствует человек.

Дети легко отыскивают глагол 1-го лица настоящего времени смотрю , три восклицательных предложения с повторяющимся как (какою) , выражающих восторженное восприятие лирическим героем удивительного пейзажного действа. К мысли о том, что заключительная строфа стихотворения – сравнение-размышление – тоже проявление почти невидимого в этом стихотворении лица, детям трудно прийти самостоятельно, и тут требуется учительская подсказка.

Можно ли сказать, что у этого стихотворения есть сюжет? Что изображаемое природное состояние проходит какие-то фазы своего развития? Ответить на этот вопрос помогает анализ времени и вида глаголов, употребленных Фетом. Все они несовершенного вида и употреблены в настоящем времени, а значит, передают не завершенность действия, а, напротив, его сиюминутное протекание. Даже соседство синонимичных глаголов потухают и гаснут не подтверждает наличия законченного микросюжета, так как следующие строки указывают на еще не исчезнувшие лучи, в которых деревья купают пышный свой венец, – этот микросюжет продолжает развиваться и не находит завершения в стихотворении. Взгляд героя скользит от одного предмета к другому, не останавливаясь, не застывая ни на чем. Но легко проследить движение этого взгляда:

вверх – 1-я строка, вниз – 2-, 3-я строки, вверх – 4-, 5-, 6-, 7-, 8-я, строки, вниз – 9-, 10-я, вверх – 11-, 12-я. Что есть заключительное четверостишие, как не попытка объяснить себе причину изменения вектора собственного взгляда? Ведь чувством «двойной жизни» прежде всего наделен лирический герой стихотворения Фета, и это чувство подарено им в заключительном сравнении-метафоре деревьям, которые увидены им отдельно – не собирательно, как лес , на который начал смотреть герой в первом четверостишии. Начал смотреть – и увидел, что рядом находятся существа, так же мятущиеся между небесным и земным существованием, как и человек. Отсюда особая роль олицетворений в стихотворении. Прошу найти место скопления олицетворений в стихотворении . Необыкновенно мощен их тройной аккорд (деревья купают, купают с негой, купают свой венец) во втором четверостишии.

Обращаю внимание на особую композиционную роль местоимений в тексте. Подобно цементному раствору, они держат структуру стихотворения. Прошу найти слова, заменяющие слово «деревья» .Дети легко находят два притяжательных местоимения их в третьей строфе и устаревшую уже в середине XIX в. форму личного местоимения множественного числа третьего лица оне .

Композиционной доминантой стихотворения является анафора. Прошу найти намеренные повторы слов . Дети легко находят лексический повтор в 3-й (глагол растет ) и 4-й (союз и ) строфах. Не бросается в глаза, но формирует особую мелодику стихотворения ассонанс. Прошу детей найти строки с повторяющимися звуками О и У. Особенно заметен ассонанс в последней строке 3-й строфы (их лЁгкий Очерк вознесЁн) и предпоследней строке 4-й строфы (и землЮ чУвствУЮт роднУЮ) .

Медленное вчитывание в текст – основа его адекватного понимания. Само стихотворение подобно замершему на вид, но внутренне полному жизни дереву: гармония, исходящая от стихотворения, предполагает наличие скрытых «конфликтов» даже на уровне слов. Прошу детей найти в тексте синонимы, попробовать дать им лексическое толкование и сравнить оттенки значений . Такое напряженное противостояние видится в соседстве – и скрытой борьбе – двух пар слов: тень и очерк , чуя и чувствуют . Слово тень , связанное с темой двойной жизни, приводит за собой ассоциации с образами теней из мира мглы, из подземного царства Аида, повторяя контур предмета, но не его сущность, недаром тень растет, как сон – указание на еще одно пограничное состояние (как и любимая Фетом заря). На первый взгляд почти синонимичный тени очерк вносит совершенно иные мотивы – оба слова лексически близки слову контур , но если тень уводит нас в тяжелый загробный мир, то очерк деревьев – их абрис не на земле, а уже на небесном фоне, недаром Фет употребляет эпитет легкий очерк , подчеркивая его небесный вектор еще и причастием вознесен.

Такой же значимости внутренний конфликт и между словами чуя и чувствуют. Чуять – «Распознавать, понимать чутьем. Чуять дичь. Чуять правду (перен.)» (С.Ожегов). «Чувствовать» – «1. Испытывать какое-либо чувство. 2. Уметь воспринимать. Понимать» (С.Ожегов). Чутье отличается от чувства, пожалуй, тем, что не может быть выражено в слове. Колебание смысла между этими синонимами – источник глубины стихотворения.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Заря прощается с землёю…».

Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Написано стихотворение в 1858 году. Здесь всё так же, как и в других поэтических творениях Фета, согрето пристальным вниманием автора. Фет снова помогает читателю увидеть «абсолютную красоту» даже в самом обыденном.
Мы видим «кусочек вечера» глазами повествователя:
Заря прощается с землёю,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Вместе с лирическим героем видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. И снова излюбленный приём Фета – игра оттенков, полутонов, контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю» .

Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин» : желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката. Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

Деревья у Фета – всегда живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Как приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой» , с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец» ! Но деревьям известно, что скоро, очень скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…
И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт как сон:
Как тонко на заре вечерней
Их лёгкий очерк вознесён!

Фет рисует объёмные зримые картины. Вначале взгляд читателя скользит вверх-вниз: «небо-земля» , но затем появляется ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт» , и картина становится цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие, кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес! Они будто шагнули с картин И. Левитана.

Фетовские картины мимолётны. И вот уже лучи погасли, лес потемнел, цветная картинка исчезла, и теперь фотография из цветной превратилась в чёрно-белую. На земле вытянутыми карикатурными линиями повторяется узор, искажённый, но узнаваемый и прекрасный по-своему. Тончайшие колебания и настроения человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же простыми и привычными словами.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
В стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на месте повествователя.

Язык настолько прост, понятен и приближен к обыденной речи, что кажется: «Да я и сам запросто мог бы так рассказать» . Да, оно просто, как всё гениальное. Стихотворение не открыло ничего нового или неизвестного для читателя; оно просто стремилось приковать внимание и воображение его к тому, что он часто видит, но не замечает, чувствует, но не отдаёт себе отчёта в этих чувствах. Стихотворение Фета – это слепок с натуры, запечатлевший неповторимый образ.

Фет я только средь поющих.
А. Фет

Афанасий Афанасьевич Фет - выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В произведениях “Еще майская ночь”, “Вечер”, “Лес”, “Степь вечером” он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок.
Но, на мой взгляд, не такие стихи являются сильной стороной его пейзажной лирики. Гораздо более значительны те, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Разумеется, и здесь мы встретимся с яркими образами, но они не столько раскрывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирического героя.
Стихотворение “Заря прощается с землею...” принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу.
Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.
А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие:


И на огни его вершин.

Мотив Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихотворение Фета.
Лучи зари на лесных деревьях “потухают” и “гаснут под конец”, но устремленный в небеса “пышный венец” деревьев все еще купаются в их золотом сиянии. И хотя “все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон”, “легкий очерк” вершин “вознесен” на ярком вечернем небе.
Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы “по вертикали”. Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху ее - деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу - наступающая мгла, окутанная паром земля.
Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале:

С какою негой...
Как тонко...

Я думаю, неточно было бы утверждать, что природа у Фета “одушевлена”. Правильнее говорить об ее одухотворенности. Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.
Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:

Как будто, чуя жизнь двойную,
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того - во взаимосвязи, во взаимопроникновении.
Последняя строфа стихотворения состоит из отдельного олицетворения: деревья, “чуя” двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы.
Однако, на мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета - вот что символизирует этот образ.
Как и в других стихах А. Фета (например, в моем любимом “Солнце нижет лучами в отвес...”), здесь мы не найдем связи с какими-либо национальными, местными или историческими особенности картины природы. Перед нами вообще лес и вообще земля (хотя и имеющая определение “родная”). И основным мотивом является стремление лирического героя передать свои впечатления от подмеченного момента перехода природы из одного состояния в другое.
В программном стихотворении “Как беден наш язык”, написанном за пять лет до смерти, поэт дал достаточно точное определение своего творческого метода:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

А. А. Фет сполна обладал этой способностью подметить случайное, мгновенное и перевести его в “момент” вечности. Анализируемое стихотворение - прекрасное тому подтверждение.

Родина Афанасия Афанасьевича Фета - Мценский уезд Орловской губернии. Его земляки: Николай Семёнович Лесков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Андреевич Бунин, Леонид Николаевич Андреев - были неравнодушны к красоте родного края, описывая её в своих произведениях, но А.А.Фет стоит в этом ряду известных литераторов особняком. Он по праву считается одним из самых пронзительных поэтов русской природы.
Многие его произведения являются именно описаниями её волнующей красоты. Какие необычные слова умел он находить для того, чтобы привычная картина ночи, ручья, травинки превратилась в состояние души, в настроение, воспоминание, переживание: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи у наших ног…» или:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далёких
Одинокий бег.

Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Но именно над этим сразу и задумываешься: в чём его простота? Почему, несмотря на обыденность, к нему вновь возвращаешься? Как непритязательность оборачивается притягательностью? Автор даёт нам увидеть «кусочек вечера» глазами повествователя:
Заря прощается с землёю,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
И мы видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. Контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю». Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин»: желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката. Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
Деревья здесь - живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Это очень приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям ведомо, что скоро, скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…
И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт как сон:

Как тонко на заре вечерней
Их лёгкий очерк вознесён!
Взгляд наблюдателя скользил вверх-вниз: «небо-земля», а теперь появилось ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт», и картина становится объёмной, цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие,
кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес. Лучи погасли, лес потемнел, цветная картинка исчезла и теперь фотография превратилась в дагерротип. А на земле вытянутыми карикатурными линиями узор повторяется,
искажённый, но узнаваемый и прекрасный по-своему.
Тончайшие колебания и настроения человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же простыми и привычными словами.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Деревья – удивительные существа. Они неподвижно прикреплены корнями к одному месту, где пьют соки матери-земли. Но они
могут двигаться ветвями, листьями, всем своим телом в воздушном океане, где они живут. Необыкновенно интересно
наблюдать за движением высоких деревьев в лесу, когда долго смотришь на них снизу. Возникает абсолютное ощущение, что
они общаются друг с другом, понимают друг друга; они раскачиваются, шелестят, прислушиваются, отвечают, согласно кивают или отрицательно, возмущенно машут ветками, как руками. Может быть, они видят нас? умеют думать? чувствовать? любить?
Они – как мы - рождаются, живут, растут, питаются, дышат, размножаются, болеют, умирают, у них бывают враги и друзья. Но часто ли мы думаем об этом?
А.А.Фет, несомненно, любил природу, много знал о флоре и фауне, умел замечать и наслаждаться праздником жизни, хотя «ничто человеческое было ему не чуждо». Он мечтал о восстановлении дворянского звания, о достижении материального
достатка, поэтому не женился на любимой и любящей бесприданнице. Современники характеризовали его как человека практического склада, что не мешало ему улавливать «трепет жизни» и щедро делиться им со своим читателем. Удивительно, что в стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не было сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на месте повествователя. Язык автора настолько прост, понятен и приближен к обыденной речи, что кажется: «Да я и сам запросто мог бы так рассказать». Да, оно просто, как всё гениальное.
Стихотворение не открыло нам чего-то нового или неизвестного; оно стремилось приковать внимание и воображение читателя (зрителя, слушателя) к тому, что он часто видит, но не замечает, чувствует, но не отдаёт себе отчёта в этих чувствах.
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно»! Но вместе с тем, Афанасий Афанасьевич не считает своей личной заслугой то, что он может поведать нам о чуде мгновения: «Поэт смущён, когда дивишься ты богатому его воображенью. Не я, мой друг, а божий мир богат…»
Мне кажется, что жизнь станет много полнее, легче и приятнее, если мы, следуя пожеланиям А.А.Фета, чаще будем оглядываться вокруг и замечать, сколь «божий мир богат».