Чиновник архиерейского священнослужения. в ле­то от Ро­ж­де­ст­ва по пло­ти Бо­га Сло­ва

Чиновник архиерейского священнослужения в 3-х частях.

Часть I
На вечерни
На литии
На утрени
Чин Божественной литургии святого Иоанна Златоуста
Божественная литургия святого Василия Великого
Чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров
Чин поставления во чтеца и певца
Чин поставления во иподиакона
Чин хиротонии диакона
Чин возведения во архидиакона и протодиакона
Чин хиротонии пресвитера
Чин возведения в протопресвитера
Чин возведения во игумена
Чин возведения в архимандрита
Отпусты Владычних праздников
Молитвы благодарственные по Святом Причащении
Месяцеслов

Часть II
Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейской
Исследование освящения антиминсов
Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста
Чин великого освящения воды в праздник Богоявления
Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы
Чин благословения колива
Последование Недели Православия
Молитва на освящение ваий
Чин умовения ног в Великий четверток
Слово огласительное во Святую и Великую Неделю Пасхи святого Иоанна Златоустого
Молитва на благословение артоса
Молитва на раздробление артоса
Молитвы вечерни Святой Пятидесятницы коленонреклонные
Молитвы на освящение винограда
Молитва на освящение плодов
Чин освящения храма

Часть III
ИЗБРАННЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ ПРИ АРХИЕРЕЙСКИХ СЛУЖЕНИЯХ
НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
Свете Тихий
НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
От восток солнца
Достойно есть. Входное. Глас 4. Сокращенного Греческого распева. Гармонизация А. Львова
Тон дэспотин. Ис полла. Музыка А. Львова
На гору Сион. Глас 4. Переложение А. Ставровского
Да возрадуется душа. Музыка А. Львова
Свыше пророцы. Глас 7. Гармонизация И. Смирнова
Тон дэспотин. Ис полла
Приидите, поклонимся. Греческого распева
Ис полла. Музыка Д. Бортнянского
Трисвятое. По Обиходу 1909 г.
Елицы. Обычного напева
Кресту твоему. Обычного напева
Ис полла
Господи, помилуй. Знаменного распева
ПЕСНОПЕНИЯ НА ХИРОТОНИИ ДИАКОНА И ПРЕСВИТЕРА
Тропарь. По Обиходу 1909 г.
Тропарь. По Обиходу 1909 г.
Господи, помилуй
Кирие, элейсон. Музыка А. Львова
Аксиос. Обычного напева
И о всех, и за вся. Обычного напева
Тон дэспотин. Музыка С. Трубачева
В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК. ЧИН УМОВЕНИЯ НОГ
Союзом любве. Музыка Г. Львовского

УКАЗАНИЯ ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПРИ АРХИЕРЕЙСКИХ СЛУЖЕНИЯХ
УКАЗАНИЯ ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПРИ АРХИЕРЕЙСКОМ СЛУЖЕНИИ ЛИТУРГИИ
Проскомидия
Встреча
Облачение архиерея
Часы
Начало литургии
Малый вход
Чтение Апостола и Евангелия
Ектений
Великий Вход
Освящение Даров
Причащение
Окончание литургии
О звоне
Об орлецах
ХИРОТОНИИ ВО ДИАКОНА И СВЯЩЕННИКА
Уставные указания для ставленников
УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИПОДИАКОНОВ ЗА ВСЕНОЩНЫМ БДЕНИЕМ
ОСОБЕННОСТИ В СЛУЖБАХ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПРИСУТСТВИИ НЕСЛУЖАЩЕГО АРХИЕРЕЯ
ПОРЯДОК ВСТРЕЧИ АРХИЕРЕЯ ПРИ ОБОЗРЕНИИ ИМ ЦЕРКВИ
ЕКТЕНИЙ НА ХИРОТОНИЯХ
ЕКТЕНИЯ НА ЕПИСКОПСКОЙ ХИРОТОНИИ
ЕКТЕНИЯ НА ПРЕСВИТЕРСКОЙ ХИРОТОНИИБ
ЕКТЕНИЯ НА ДИАКОНСКОЙ ХИРОТОНИИ
Посмотреть другие книги

Чиновник архиерейского священнослужения в 3-х частях. Кожаный переплет, состаренный обрез, закладка, ручная работа.

Издание отличает:

  • Ручная работа
  • Тиснение обложки и корешка
  • Крупный шрифт
  • Тканевое крепление блока (долговечное использование и легкий разворот у книги)
  • Две закладки.

На вечерни
На литии
На утрени
Чин Божественной литургии святого Иоанна Златоуста
Божественная литургия святого Василия Великого
Чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров
Чин поставления во чтеца и певца
Чин поставления во иподиакона
Чин хиротонии диакона
Чин возведения во архидиакона и протодиакона
Чин хиротонии пресвитера
Чин возведения в протопресвитера
Чин возведения во игумена
Чин возведения в архимандрита
Отпусты Владычних праздников
Молитвы благодарственные по Святом Причащении
Месяцеслов

Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейской
Исследование освящения антиминсов
Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста
Чин великого освящения воды в праздник Богоявления
Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы
Чин благословения колива
Последование Недели Православия
Молитва на освящение ваий
Чин умовения ног в Великий четверток
Слово огласительное во Святую и Великую Неделю Пасхи святого Иоанна Златоустого
Молитва на благословение артоса
Молитва на раздробление артоса
Молитвы вечерни Святой Пятидесятницы коленонреклонные
Молитвы на освящение винограда
Молитва на освящение плодов
Чин освящения храма

ИЗБРАННЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ ПРИ АРХИЕРЕЙСКИХ СЛУЖЕНИЯХ

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

Свете Тихий

НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

От восток солнца
Достойно есть. Входное. Глас 4. Сокращенного Греческого распева. Гармонизация А. Львова
Тон дэспотин. Ис полла. Музыка А. Львова
На гору Сион. Глас 4. Переложение А. Ставровского
Да возрадуется душа. Музыка А. Львова
Свыше пророцы. Глас 7. Гармонизация И. Смирнова
Тон дэспотин. Ис полла
Приидите, поклонимся. Греческого распева
Ис полла. Музыка Д. Бортнянского
Трисвятое. По Обиходу 1909 г.
Елицы. Обычного напева
Кресту твоему. Обычного напева
Ис полла
Господи, помилуй. Знаменного распева

ПЕСНОПЕНИЯ НА ХИРОТОНИИ ДИАКОНА И ПРЕСВИТЕРА

Тропарь. По Обиходу 1909 г.
Тропарь. По Обиходу 1909 г.
Тропарь. По Обиходу 1909 г.
Господи, помилуй
Кирие, элейсон. Музыка А. Львова
Аксиос. Обычного напева
И о всех, и за вся. Обычного напева
Тон дэспотин. Музыка С. Трубачева

В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК. ЧИН УМОВЕНИЯ НОГ

Союзом любве. Музыка Г. Львовского

УКАЗАНИЯ ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПРИ АРХИЕРЕЙСКИХ СЛУЖЕНИЯХ

УКАЗАНИЯ ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПРИ АРХИЕРЕЙСКОМ СЛУЖЕНИИ ЛИТУРГИИ

Проскомидия
Встреча
Облачение архиерея
Часы
Начало литургии
Малый вход
Чтение Апостола и Евангелия
Ектений
Великий Вход
Освящение Даров
Причащение
Окончание литургии
О звоне
Об орлецах

ХИРОТОНИИ ВО ДИАКОНА И СВЯЩЕННИКА

Уставные указания для ставленников

УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИПОДИАКОНОВ ЗА ВСЕНОЩНЫМ БДЕНИЕМ

ОСОБЕННОСТИ В СЛУЖБАХ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПРИСУТСТВИИ НЕСЛУЖАЩЕГО АРХИЕРЕЯ

ПОРЯДОК ВСТРЕЧИ АРХИЕРЕЯ ПРИ ОБОЗРЕНИИ ИМ ЦЕРКВИ

ЕКТЕНИЙ НА ХИРОТОНИЯХ

ЕКТЕНИЯ НА ЕПИСКОПСКОЙ ХИРОТОНИИ

ЕКТЕНИЯ НА ПРЕСВИТЕРСКОЙ ХИРОТОНИИБ

ЕКТЕНИЯ НА ДИАКОНСКОЙ ХИРОТОНИИ

Параметры книги: Чиновник архиерейского священнослужения в 3-х частях. Кожаный переплет, состаренный обрез, две закладки, ручная работа

Размер книги: 30 см x 22 см х 3,6 см

Количество страниц: 484

Переплет: твердая

Бумага: офсетная

Шрифт: церковно-славянский

Вес книги: 1700 гр.

Год издания: 2008 год

Издательство: Тираж-51

ISBN: 978-966-302-857-6

Предлагаем купить книгу "Чиновник архиерейского священнослужения в 3-х частях. Кожаный переплет, состаренный обрез, две закладки, ручная работа" в православном интернет-магазине Псалом.ру

Помимо текстов, содержащихся в Служебнике , Чиновник содержит также тексты и указания, относящиеся исключительно к архиерейскому богослужению: чины посвящения (хиротесии в степени чтеца , иподиакона , рукоположения в диакона , священника и епископа , освящения антиминсов и храмов, варения мира , встречи архиерея и его облачения.

Если греческий Евхологий предназначен для использования как за архиерейским богослужением, так и при совершении службы пресвитером, то в Русской Церкви для архиерейского служения назначается особая книга, которая называется Чиновник. Название книги объясняется тем, что она содержит «чины» различных служб, совершаемые только архиереем. Современный Чиновник издается в двух частях. В первой части книги содержатся последования вечерни, утрени и литургии святителя Иоанна Златоуста, литургии святителя Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров. Особое внимание здесь (в отличие от Служебника) уделяется особенностям при архиерейском совершении этих служб. Затем следуют особые «чины», совершаемые только архиереем. Это чины всех хиротоний (во диакона, пресвитера и архиерея) и хиротесий (во чтеца и иподиакона), а также чины произведения в более высокий сан (протодиакона, архидиакона, протоиерея, игумена, архимандрита). Там же находятся последование освящения архиереем антиминса и некоторые чины и молитвы, которые имеются в Служебнике, но могут быть совершаемы архиереем (например, чин благословения колива). Следует также отметить, что тексты молитв и возгласов архиерея набраны церковнославянским шрифтом, причем относительно крупным для удобства их чтения епископом. Все остальные замечания и молитвословия, которые произносят священники и диаконы, набраны гораздо более мелким гражданским шрифтом. В заключение заметим, что наиболее распространенным и употребительным в Русской Церкви остается издание 1982 года, которое было приурочено 25-летию архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена. В 2009 году вышло в свет новое издание Архиерейского Чиновника, которое стало первой книгой, выпущенной Издательским Советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В сравнении с изданием 1982 г. в текст нового издания внесены некоторые изменения, отражающие современную практику архиерейского и особенности Патриаршего служения. В частности, тексты ектений, используемых в чинах хиротоний в диакона и священника, помещены как в тексте соответствующего чинопоследования, так и (впервые) на специальном вкладыше, который можно временно вручить сослужащему протодиакону или иерею. В конце тома добавлен предначинательный псалом (103).

Кашкин Алексей Сергеевич. УСТАВ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Издательство Саратовской Епархии, Саратов 2010г.

Примечания

Ссылки

  • Диакон Михаил Желтов Новый источник по истории русского богослужения: кавычный экземпляр "Чиновника архиерейского служения" 1677 года //Вестник церковной истории . 2006. № 2. С. 235–239.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чиновник (богослужебная книга)" в других словарях:

    Чиновник Архиерейского Богослужения - книга богослужебная, предназначенная для архиерейского богослужения. Кроме последований литургии, чиновник содержит чинопоследования рукоположений и посвящений, освящения храма и антиминса и некоторые другие. См. Богослужебные книги … Православие. Словарь-справочник

    В Православии авторизованные Церковью для богослужения книги, излагающие те или иные чинопоследования (или молитвословия), а также богослужебные (уставные) указания. Ниже приведены названия книг в соответствии с русской церковной традицией … Википедия

    Богослужебная книга для священника и диакона. Содержит в себе порядок вечерни, утрени и литургии. В конце служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, т.е. список святых, ежедневно воспоминаемых церковью. Архиерейский служебник … Русская история

    БОГОСЛУЖЕНИЕ - одно из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности, состоящее в совершении особых действий, цель к рых установление или демонстрация связи (лат. religio) с Божеством. Во всех религиях главным выражением Б. является общественный… … Православная энциклопедия

    БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ, в христианстве книги, по которым совершается богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве). В Православной Церкви разделяются на простые (не нотные) и певчие (нотные). Простые богослужебные книги подразделяются на… … Энциклопедический словарь

    ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II - Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия

    ИОАНН ДАМАСКИН - Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Δαμασκήνος, ὁ Χρυσορρόας, лат. Ioannes Damascenus] (2 я пол. VII в., Дамаск до 754 г.), прп. (пам … Православная энциклопедия

    - (в миру Антон) иеромонах, строитель московского Богоявленского монастыря, принадлежавшего Сергиевой лавре, и келарь Троицко Сергиева монастыря, род., как полагают, около 1600 года в с. Брусницыне, в семье мелкопоместного дворянина, испомещенного… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Афонская гора, Святая гора, Άγιον Όρος по гречески, у турок Айнерос) узкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Архипелаг (Эгейское море), несколько к В от Салоникского залива, 40° 40 ° с. ш., 42° … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГОМИЛЕТИКА - [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия

, диакона , священника и епископа , освящения антиминсов и храмов, варения мира , встречи архиерея и его облачения.

История современной редакции текста

Используемый ныне в РПЦ Чиновник - редакция 1675 года (вышел в при Патриархе Иоакиме); был составлен Евфимием Чудовским и другими справщиками на основе «Чина архиерейского совершения литургии», написанного в 1653 году по просьбе Патриарха Никона Патриархом Константинопольским Афанасием III ; притом слово «Патриарх» везде заменено на «архиерей», а сослужащие «архиереи» заменены на «архимандритов» .

Описание современных изданий Чиновника

Современный Чиновник издается в двух книгах. В первой книге (одно из самых распространённых и употребительных издание Московской Патриархии, М., 1982, приурочено 25-летию архиерейской хиротонии Патриарха Пимена . Количество страниц - 252.) содержатся последования :

  • На вечерни (молитвы, набранные крупным шрифтом из последования вечерни, изложенные в служебнике),
  • Чин Божественной Литургии святого Иоанна Златоуста ,
  • Божественная Литургия Василия Великого ,
  • Чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров ,
  • Чин поставления во чтеца и певца (сначала в свещеносца),
  • Чин поставления во иподиакона ,
  • Чин хиротонии во диакона ,
  • Чин возведения во архидиакона и протодиакона ,
  • Чин хиротонии пресвитера ,
  • Чин возведения в протопресвитера ,
  • Чин возведения во игумена ,
  • Чин возведения в архимандрита ,
  • Отпусты Владычних праздников ,
  • Молитвы благодарственные по Святом Причащении (изложены в той последовательности, как и в служебнике. В молитвослове полнее),
  • Месяцеслов (в некоторые дни указывается память только одного какого-либо святого).

Во второй книге (Издание Московской Патриархии, М., 1983, Стр. 175) содержатся последования:

  • Чин наречения , исповедания и хиротонии архиерейской ,
  • Последование освящения антиминсов ,
  • Чин великого освящения воды в праздник Богоявления ,
  • Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы ,
  • Чин благословения колива ,
  • Последование Недели Православия (без анафематизмов),
  • Молитва на освящение ваий (по русской традиции - освящение верб в праздник Входа Господня во Иерусалим),
  • Чин умовения ног в Великий четверток ,
  • Слово огласительное во Святую и Великую Неделю Пасхи святого Иоанна Златоустого (Из триоди цветной),
  • Молитва на благословение артоса ,
  • Молитва на раздробление артоса (в субботу светлой седмицы),
  • Молитвы вечерни Святой Пятидесятницы коленопреклоненные ,
  • Молитвы на освящение винограда (на Преображение),
  • Молитвы на освящение плодов (Эта же молитва в служебнике и в требнике надписывается Молитва о приносящих начатки овощей , а в минее приводятся две другие молитвы: Молитва на благословение гро́здия и Молитва над всяким плодом ),

Приведённые чинопоследования, совершаются либо только архиереем, либо (в отличие от Служебника) с особенностями совершения их архиерейским чином.

В данное издание не вошли некоторые чинопоследования:

  • Чин освящения мира ,
  • Чин возведения во архиепископа ,
  • Чин возведения в митрополита ,
  • Чин интронизации (восшествия на престол патриарха),
  • Чин коронации августейших императорских особ,
  • Из Последования Недели Православия были изъяты анафематизмы .

В 2009 году вышло в свет новое издание Архиерейского Чиновника, которое стало первой книгой, выпущенной Издательским Советом по благословению Патриарха Кирилла . В сравнении с изданием 1982 г. в текст нового издания внесены некоторые изменения, отражающие современную практику архиерейского и особенности Патриаршего служения. В частности, тексты ектений, используемых в чинах хиротоний в диакона и священника, помещены как в тексте соответствующего чинопоследования, так и (впервые) на специальном вкладыше, который можно временно вручить сослужащему протодиакону или иерею. В конце тома добавлен предначинательный Псалом 103 . Как и в издании 1982 года, тексты молитв и возгласов архиерея набраны церковнославянским шрифтом, причем относительно крупным для удобства их чтения епископом; остальные молитвословия, а также указания и замечания набраны гораздо более мелким гражданским шрифтом в русской пореформенной орфографии.

Напишите отзыв о статье "Чиновник архиерейского священнослужения"

Примечания

Литература

  • Диакон Михаил Желтов. Новый источник по истории русского богослужения: кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 года // Вестник церковной истории . 2006. № 2. С. 235–239.

Ссылки

  • М.С. Желтов.

Отрывок, характеризующий Чиновник архиерейского священнослужения

Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.
– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?