Полезные советы для первокурсников. Советы студенту-первокурснику по адаптации в учебном заведении. Что делать, если Вы не сдали экзамен

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня поговорим о том, что нужно студенту первокурснику. Отдельно будет написано о том, что нужно сделать еще до начала первого семестра, что нужно в первый день и кратко в чем отличие ВУЗа от школы.

Конечно же первокурсники волнуются, даже немного паникуют перед началом учебы, но ничего страшного в ВУЗе нет, самое страшное – это Ваша собственная лень, которая может привести к отчислению. И чтобы показать, что ничего страшного нет, начнем статью с отличий между ВУЗом и школой, потом уже о том, что нужно первокурснику.

Отличия между ВУЗом и школой

Считается, что отличий этих достаточно много, но сейчас я перечислю все, что вспомню, и Вы поймете, что различия не критичны, просто надо немного перестроиться и привыкнуть. Как обычно я это делаю, различия будут описаны списком, а не текстом, просто мне кажется, что так удобнее.

Отличия между ВУЗом и школой

  1. Деление занятий на лекции и практические занятия. На лекциях преподаватель Вам рассказывает материал, вы его прилежно записываете, потому как пригодится позже. На практических занятиях могут быть или занятия, очень похожие на школьные, где Вы что-то решаете (особенно характерно для математики) или выполняете и защищаете лабораторные работы, или показываете преподавателю что Вы успели сделать с прошлого занятия и задаете вопросы о том, что не понятно.
  2. Продолжительность занятий. Одно занятие длится 90 минут, перерыва в середине может и не быть, тут всё на усмотрение преподавателя. Могут отпустить раньше, но это случается не часто.
  3. Отсутствие звонков. Где-то звонки есть, а в каких-то ВУЗах нет, причем нет звонков не обязательно в Богом забытых ВУЗах, статус ВУЗа на наличие звонков не влияет.
  4. Отсутствие контроля. В отличие от школы в ВУЗе никто не будет Вас опекать, даже если Вы куда-то пропали на половину семестра, никто не вызовет Ваших родителей, а просто тихо отчислят, когда Вы не сможете сдать сессию.
  5. Разница в терминологии. Вместо классов аудитории, вместо учителей преподаватели, вместо уроков ленты или пары (в разных городах называют по-разному).

Как можно заметить, различий не так уж и много, так что бояться нечего. Хотелось бы добавить по поводу лекций, многие говорят, что ходить на них не обязательно, но это не так. Во-первых, на лекции могут и отметить присутствующих, во-вторых, преподаватель всё равно запоминает, кто был на лекции, а кто нет, в-третьих, информация на лекции дается не просто так, а для того, чтобы Вы могли учиться.

Что нужно студенту первокурснику сделать еще до начала первого семестра.

Нет, тут я не буду рассказывать про то, что нужно повторить всю физику или биологию, это не имеет смысла. Хотелось бы поговорить о более бытовых нуждах.


Что нужно студенту первокурснику сделать в первый день учебы.

В первую очередь, первокурснику нужно вовремя проснуться и прийти в ВУЗ, не забыв ручку и тетради. Дальше всё понятно будет, куда идти, что делать. Еще посоветую не забыть кошелек, на всякий случай, и в буфет сходить и купить какую-то учебную литературу, если вдруг будет обязательно нужна.

И с самого первого дня не забывайте записывать как зовут преподавателя, причем имя-отчество необходимо писать полностью, потому что запомнить Вы всё равно не сможете, а знать имя преподавателя иногда бывает очень нелишним.

Всем хорошей учебы, не стоит ничего бояться, в ВУЗах ещё не с такими встречались:). Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже..

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно.

(Visited 4 091 times, 1 visits today)

Итак, школа осталась позади. Теперь вы на новом этапе развития, наступила новая эра в вашей жизни - обучение в университете. Вы сразу поймете, что в ВУЗе требования к вам будут очень сильно отличаться от школьных. Вам будет сложно - но и интересно тоже. Университет - это возможность увлеченно заниматься только любимыми предметами. Есть в ВУЗах определенные правила игры. Какие советы первокурснику оказываются самыми полезными?

Как выучить все

Университетское образование довольно коварно - время от момента, когда вам дают знания, до момента, когда ваши знания проверяют, достаточно длинное. Поэтому без использования методик повторения вам будет очень сложно запомнить материал. Это особенно актуально для школьных отличников, которые могут ощутить сильный стресс от невозможности запомнить все. На самом деле возможность есть, но она оказывается реальной только для тех, кто готовится каждый день и регулярно повторяет материал.

Работайте с материалом

Хорошие советы студентам-первокурсникам обязательно включают некоторые техники тайм-менеджмента. Обязательно приучите себя бороться с прокрастинацией или откладыванием. Если вам сложно заставить себя прочитать огромный материал, разделите его на части и составьте график прочтения. Психологически это намного легче, чем думать, что вам нужно прочитать 200 страниц, к примеру. Такие объемы для университета норма, поэтому хорошо бы освоить технику просмотрового чтения. Я не говорю о скорочтении, потому что скорочтение не помогает хорошо усваивать материал. Но вот искать нужное стоит поучиться.

Живите ярко

Качественные советы первокурснику часто дает человек, работающий в социально-психологической службе. Нередко при университетах проводятся тренинги ораторского искусства, лидерства, уверенности в себе. Они чаще всего бесплатны. Обязательно запишитесь и «попробуйте тренинги на вкус». Вы приходите в университет не только учиться и тусоваться. Еще очень важна К вашим услугам благотворительность, музыкальные кружки, спортивные секции, КВН и конкурсы. Студенческий этап жизни часто запоминается не как череда зачетов и экзаменов, лучшие воспоминания - это смешные выступления, победы на конкурсах и соревнованиях, межуниверситетские олимпиады по предметам.

Не превращайтесь в зомби

Советы первокурснику также включают довольно скучное напоминание. Несмотря на уменьшение контроля, не пропускайте занятия и лекции. И обязательно общайтесь на лекции с преподавателем. Это добавит вам баллов на экзамене. Часто вопросы в процессе лекции, пусть даже и не очень умные, выделяют вас из сотен. И вы можете получить на экзамене на балл больше, чем реально заслуживаете, только за то, что не отмалчивались. Что интересно, участие в лекции добавит вам баллов уважения и со стороны однокурсников. Да и лекторы очень любят активных студентов, даже если они с преподавателем не согласны. Никому не нравится читать лекции сотне зомби, которые только и делают, что смотрят на часы.

Советы первокурснику просты: учитесь работать с объемными материалами, не откладывайте работу, участвуйте в жизни ВУЗа и подавайте голос на лекциях.

В этом разделе приведены ответы на те вопросы, которые первокурсники наиболее часто задают своему куратору.

Учеба и сессия

Разное

Учеба и сессия

1. Какие дисциплины обычно вызывают наибольшую трудность?

По опыту кураторской работы можно сказать, что самые сложные дисциплины для студентов первого курса - химия и физика. Это связано с тем, что, во-первых, эти дисциплины имеют значительно углубленное содержание относительно школьной программы, а во-вторых, эти дисциплины отличаются высоким уровнем трудоемкости и большим объемом самостоятельной работы. Помимо этого, дисциплины включают в себя лабораторный практикум, специфика которого плохо знакома бывшим школьникам. Рассмотрим особенности данных дисциплин.

По химии сложность возникает при сдаче лабораторных работ. Во-первых, перед тем как Вас допустят к выполнению лабораторной работы, необходимо ответить на теоретические вопросы (сдать коллоквиум). Во-вторых, нужно выполнить саму лабораторную работу, а многие из них объемные и требуют много времени. И, в-третьих, нужно выполнить и сдать отчет по лабораторной работе. Пока не выполнена предыдущая работа, студент не допускается к сдаче коллоквиума по следующей. Таким образом, один не сданный вовремя коллоквиум может застопорить выполнение лабораторных работ на долгое время. Как избежать проблем по химии и что сделать, если они уже возникли? Во-первых, при необходимости лабораторные работы можно выполнить либо в дополнительное время, либо вместе с другой группой - договорившись с лаборантом. Во-вторых, у преподавателя, который ведет лабораторные работы, должны быть консультации, во время которых он принимает должников. Если Вы не успеваете сдать коллоквиум во время занятий, приходите на консультации. При изучении курса химии студентам следует помнить, что у каждого преподавателя учится большое количество студентов, «пробиться» к преподавателю на консультациях очень сложно. Поэтому работы следует выполнять своевременно и сдавать как можно раньше, не откладывать до окончания семестра.

По физике возникают проблемы и из-за сложности самой дисциплины, и из-за большого количества заданий, которые надо выполнить. Как и по курсу химии, лабораторные работы предусматривают предварительное изучение теоретического материала и получение допуска к выполнению лабораторной работы. Для успешного прохождения лабораторного практикума рекомендуется защищать отчеты по лабораторным работам на следующем занятии, не откладывать на «потом». Защита отчетов может происходить на консультациях преподавателя. Отработки лабораторных работ обычно проходят на последней неделе модуля. Запись на отработку лабораторных работ осуществляется у дежурного инженера кафедры. Практические занятия предусматривают решение задач, выполнение домашних заданий, контрольные работы. Тестирование по теоретической части у студентов первого курса может проводиться во время лабораторных работ на портативных PALM-устройствах. Запись на пропущенное тестирование происходит у дежурного инженера кафедры.

Для успешного обучения следует стараться вовремя проходить тестирование, выполнять лабораторные работы, домашние задания, типовые расчеты и др. Даже если не удается выполнить или сдать задание вовремя, не следует откладывать до окончания модуля (семестра). Необходимо посещать отработки и консультации. Преподаватель должен видеть вашу активность и целеустремленность.

Для накопления достаточного количества баллов по изучаемым предметам следует помнить об оценивании преподавателем личностных качеств студента - активности на занятиях, эффективном управлении временем и др. Качественная аудиторная и самостоятельная работа студента гарантирует высокую успеваемость.

2. Обязательно ли посещать все занятия?

Посещение практических и лабораторных занятий обязательно. Посещение лекций желательно. Если Вы не посещаете лекции, то тогда придется изучать конспект лекций по дисциплине самостоятельно. Следует посещать лекции, на которых преподаватель отмечает отсутствующих, дает тесты, выставляет баллы за посещение.

3. Что делать, если Вы по уважительной причине пропустили занятия у строгого преподавателя?

Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю, объясните ему, что Вы не могли присутствовать по уважительной причине, и спросите, как можно компенсировать свое отсутствие на занятии. Возможно, преподаватель вам даст дополнительное задание, возможно, предложит придти с другой группой, а возможно, скажет, что ничего не надо делать.

4. Что делать, если Вы постоянно не можете посещать занятия по конкретному предмету по уважительным причинам (работа, любимый кружок, и т.д.)?

Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю и спросите его, как можно компенсировать свое отсутствие на занятиях. Возможно, он предложит вам написать реферат, или даст дополнительное задание на экзамене, возможно, просто предложит изучать предмет самостоятельно по книгам. Если кто-то из вашей группы уже подходил к преподавателю, и он уже разрешил ему не ходить, не значит, что вся группа может не ходить на занятия, каждый должен подойти индивидуально.

Если Вы не можете посещать больше 30% всех предметов, возможно, вам стоит отказаться либо от учебы, либо от работы.

5. Что необходимо выполнить для успешной аттестации по предмету? Что является допуском к зачету (экзамену)?

Бально-рейтинговая система оценивания успеваемости студентов предусматривает непрерывное накопление баллов по предмету за выполнение предусмотренных лабораторных работ, практических заданий, тестирование и пр., а также посещение лекций и за личностные качества. Если аттестация по дисциплине происходит в виде зачета, студенту необходимо набрать от 60 до 100 баллов. Если аттестация по дисциплине происходит в виде экзамена, студенту необходимо набрать минимум 48 баллов и сдать экзамен как минимум на 12 баллов. Обращаем внимание, что для получения допуска к зачету (экзамену) студент должен не только набрать соответствующее количество баллов, но и выполнить все предусмотренные дисциплиной задания.

6. Что делать, если Вы не сдали экзамен?

В первую очередь нужно узнать, когда этот преподаватель будет принимать экзамен у других групп. Возможно, Вы сможете буквально на следующий день придти с другой группой, но это следуют делать, только если Вы твердо уверены, что хорошо подготовлены к экзамену. Кроме экзаменов по расписанию преподаватели обычно назначают специальное время для пересдачи. Нужно либо следить за объявлениями, либо спросить непосредственно у преподавателя. Если в Вашей или в параллельной группе есть студенты, которые тоже не сдали этот экзамен, старайтесь договариваться о пересдаче все вместе или обменивайтесь информацией. Для пересдачи надо взять направление в деканате. Срок действия направления - 3 дня, поэтому за направлением надо приходить непосредственно перед пересдачей.

7. Что делать, если после окончания сессии у Вас остались долги? Сколько экзаменов и зачетов должно быть сдано, чтобы не отчислили из института?

По правилам к концу сессии должны быть сданы все экзамены и зачеты. Однако, если несданных предметов не очень много (2-3), или если есть справки о болезни, то обычно назначается время для "доп. сессии", примерно 1 месяц. Решение об отчислении принимает деканат. Если у Вас есть долги, лучше всего подойти в деканат и обсудить свою конкретную ситуацию. Если у Вас есть справки о болезни, особенно о болезни во время сессии, то их обязательно нужно, во-первых, зарегистрировать в мед.кабинете (сразу после выздоровления) и, во-вторых, предъявить в деканате.

Разное

1. Какие обязанности должен выполнять староста?

Староста - это «лицо» группы. Староста занимается всеми организационными вопросами: ведет журнал группы, представляет интересы группы в деканате, решает общие вопросы с куратором группы, преподавателями, диспетчерами относительно расписания занятий, своевременно информирует группу, взаимодействует со студенческим советом и т.д.

2. Как записаться в библиотеку?

В библиотеке для каждой группы первого курса выделяется специальное время, в которое вся группа приходит и без очереди может записаться и получить необходимую литературу (не забудьте взять с собой список литературы!). Лучше всего, если староста заранее подойдет в библиотеку и узнает какое время выделено для группы. Если в выделенное время у Вас проходят занятия по расписанию, можно договориться о переносе.

3. Нужно ли брать форму на первое занятие по физкультуре?

Нет, не нужно. Первое занятие обычно организационное: распределение по спортивным секциям, знакомство с преподавателями и т.д.

4. Как доехать до здания на Вяземском пер.?

Проще всего доехать до станции метро Петроградская, а оттуда идти пешком, как указано на рисунке : вначале по Каменноостровскому проспекту в сторону Каменного острова, затем свернуть налево на ул.Профессора Попова, а затем направо на Вяземский пер.

5. Как купить проездной?

Нужно подойти в кассу метро со своим студенческим и с паспортом. Все студенты первого курса должны быть занесены в базу данных, из которой берут сведения в кассах метро. По всем вопросам, связанным с проездным необходимо обращаться в профком студентов (а.413, пр.Кронверкский, 49).

6. Что делать, если вашей фамилии нет в базе данных для проездных?

Нужно зайти в профком (а.413) не позднее 15 числа, и сообщить им о своих проблемах, тогда Вы получите карточку на следующий месяц.

7. Где взять справку родителям на работу?

Такие справки выдаются в деканате.

8. Когда будут платить стипендию?

Стипендию платят, начиная со 2 семестра, тем студентам, которые сдали предыдущую сессию без троек. Студенты, получившие все пятерки, получают повышенную стипендию. Если три сессии подряд сданы на одни пятерки, студент получает возможность участвовать в конкурсе на стипендию Ученого Совета Университета ИТМО. Если кроме хорошей учебы Вы занимаетесь научной деятельностью на кафедре, Вы имеете возможность участвовать в конкурсе на различные именные стипендии (Президента России, Правительства Российской Федерации, губернатора Санкт-Петербурга и др.).

9. Когда приходить на занятия по иностранному языку, если в расписании не указано время?

Для занятий по иностранному языку всех студентов вначале тестируют, а потом в зависимости от результатов тестов распределяют на группы с разными уровнями знания. После распределения для каждой группы (для каждого преподавателя) назначается свое время занятий. Расписание преподавателей должно быть вывешено около кафедры иностранных языков (ул.Чайковского, д.11).

Тестирование проходит на первой или второй неделе первого семестра, на информационном стенде университета или около деканата должно висеть объявление о времени тестирования. Если объявления нет, можно спросить об этом в деканате.

10. Что делать, если в аудитории, в которой у Вас занятия по расписанию, сидит другая группа и утверждает что занятия в это время именно у них?

В этом случае группа остается стоять около аудитории (чтобы Ваш преподаватель не подумал, что вся группа пропустила занятие), а староста выясняет вопрос. Скорее всего, либо ваша, либо другая группа перепутали расписание. Подойдите вначале к своему расписанию и убедитесь, что Вы все поняли правильно. Обратите внимание на различие четных/нечетных недель. Если ваше расписание верное, то посмотрите расписание той группы, которая претендует на вашу аудиторию. Если и там написана в то же время та же аудитория, то значит, в расписании произошла накладка. В этом случае надо подойти к диспетчеру, который составлял расписание (напротив ксерокса на 3 этаже) и сообщить ему об ошибке.

1. Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе – это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика – это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
Слушать (и слышать) другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?

Прием прост – постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное – не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем – это прекрасная основа для диалога (в данном случае – для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т.п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») – это скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...

Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

3. Правила конспектирования на лекциях:
Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия...

4. Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов – это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

«Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье (Селье, 1987. – С. 325-326).

Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее – «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.

Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более, в книги) при подготовке к данному экзамену.

Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает...).

6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т.п.) – все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и главное, – чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»..).

Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»...).

Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея – как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея – как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время – важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше – не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.
Учеба в вузе – процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную.встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Поэтому студенту (а тем более студенту-психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

Поступив на первый курс любого учебного заведения, человек попадает в совершенно новую среду, в которой нужно адаптироваться буквально с первых дней учебы. Обычно студенческие годы - это самые яркие моменты в жизни человека. За эти годы молодой человек находит свою ячейку в обществе, определяется со способом жизни, получает специальность, которая станет предпосылкой для будущей работы. Поэтому очень важно с первых дней учебы вступить в нужный ритм работы, а дальше ощущать только позитивные эмоции от прекрасной студенческой жизни.

Учиться в учебном заведении, которое вы выбрали, не так уж трудно, главное – уловить ритм, по которому работает система и не пускать все на самотек.

Первый курс запоминается всем студентам, а также их родителям. Ведь именно он насыщен новыми событиями, радостями, тревогами и сложностями. Чтобы последних было как можно меньше, давайте поразмышляем о том, с какими трудностями предстоит встретиться первокурсникам и чем могут помочь родители.

Когда ты студент-первокурсник перед тобой открыты все двери, дышится легко, на душе радостно. Конечно, ведь позади сложный конкурсный отбор, а до следующих экзаменов целых полгода. И главное — ты сюда попал! Ты теперь по-настоящему взрослый! Все нужно делать самостоятельно. Возможно, ты живешь теперь в новый незнакомом городе, у тебя есть койка-место в общежитии. Но нет рядом родителей и привычных школьных друзей и знакомых. И ты скучаешь...

И вот, несмотря на все эти душевные смятения, головокружительный запах перемен, тебе предстоит каждый день сталкиваться с повседневными проблемами и самостоятельно решать их.

Чтобы было легче адаптироваться к новым условиям пребывания в любом незнакомом месте (город, университет, общежитие) первым делом тебе необходимо наладить контакт с окружающими людьми. С самого начала нужно настроиться на коммуникабельный лад, побороть все свои стеснения и везде где только можно знакомиться.

В учебном заведении, где ты теперь обучаешься, выучи имена всех своих преподавателей, посещай все лекции, наладь контакт с однокурсниками и желательно с некоторыми из них сдружись по-настоящему.

Также необходимо ознакомиться и с самим зданием, где ты будешь учиться.Походить по его коридорам, посмотреть, как расположены аудитории, столовая, библиотека и т. д. Этим советом не стоит пренебрегать, так как чаще всего первокурсники опаздывают на лекции элементарно из-за того, что не смогли быстро найти нужную аудиторию.

Как только вы заселились и хоть мало-мальски познакомились с соседями, сразу же обговорите с ними правила и порядки, которые будут установлены в вашей комнате. Как будем питаться: вместе или раздельно? График уборки комнаты, гостевые визиты и прочее. В дальнейшем это избавит вас от мелких ссор и недопониманий на пустом месте.

Обычно иногородние студенты приезжают за две недели до начала учебного года. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы заселиться в общежитие, познакомиться с соседями и немного изучить город. Ну и конечно необходимо самому походить по городу, изучить близлежащие окрестности. А главное - выяснить, сколько времени вам требуется, чтобы добраться до важных для вас объектов (учебного заведения, библиотека и т. п.)

Про то, что первый курс - он важный самый, наверное, новоиспеченные первокурсники уже наслышаны и не раз. Поэтому необходимо сразу настроиться на рабочий лад. На первых порах учебы возникает впечатление, что уровень свободы настолько велик, что и учиться не нужно вовсе. Эта иллюзия растворяется, когда наступает или близится сессия, особенно первая. Следует напомнить, что студент - взрослый человек, и должен обладать самостоятельностью и ответственностью. К сожалению, об этом приходится напоминать некоторым, упорно не желающим расставаться с детством. Учеба нужна, прежде всего, вам, и никто не будет бегать за вами и упрашивать, чтобы вы сдализачет или экзамен. Более того, если самивовремя не подсуетитесь, то не получите даже то, что заслуживаете. Исходить надо из того, что все проблемы студента - это, прежде всего, его собственные проблемы, и уж только потом это проблемы учебного заведения и преподавателей, забудьте на некоторое время, отложите хотя бы до второго курса все ваши амбиции и претензии. Вообще забудьте о своих интересах до поры до времени - и работайте, работайте очень напряженно - в смысле, учитесь. Хорошо зарекомендовав себя перед преподавателями, студент создает себе имидж на все дальнейшие годы обучения. Недаром существует старая студенческая истина: «Сначала студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на студента». Именно поэтому старательно относитесь к лекциям, зачетам, семинарам, первым студенческим работам. Посещайтевсе лекции, выполняйте все задания. Пропуски и их накопление приводит к печальным последствиям, стрессам на сессии, а некоторых и доводит до кабинета психолога.

Для успешного усвоения новых знаний психологи рекомендуют студентам вечером вспоминать, что нового они узнали за сегодняшний день, а лучше делиться приобретенными знаниями с друзьями, родителями или хотя бы с тетрадью. Такая хорошая привычка (проговаривать, осмысливать услышанное, выделять важное из информации) поможет вашему мозгу разместить все знания по полочкам и в нужный момент быстро их оттуда достать и продемонстрировать. Учиться в учебном заведении, которое вы выбрали, не так уж трудно, главное – уловить ритм, по которому работает система и не пускать все на самотек.

Очень важно студенту-первокурснику определится с новым режимом: сколько времени тратить на учебу, сколько на совершенствование своих способностей, на отдых и досуг.

Самый главный совет студенту-первокурснику – оставаться собой в любых ситуациях, даже самых критических. Мир не без добрых людей, и всегда можно найти человека, который поможет мудрым советом. В каждом учебном заведении имеется педагог-психолог, социальный педагог, которые всегда придут на помощь втрудной ситуации.

Уважаемые студенты-первокурсники, не вы первые, не вы последние учитесь. И студенческие годы будут обязательно впрок, если вы используете свой шанс в полной мере, став настоящим асом выбранной вами профессиональной деятельности.

Что делать родителям первокурсника?

Известно, что родители первокурсников переживают еще больше, чем сами первокурсники. Как там, наш сын, совсем один, будет ли успевать, а вдруг с плохими ребятами свяжется... - целый рой мыслей в голове, от которых сложно уснуть и даже валериана не помогает.
Но успокоить себя все-таки надо. Вспомните себя на первом курсе, ваши чувства, мысли. И не мучайте своего ребенка слишком частыми звонками, допросами и нотациями. Но, разумеется, совсем уже без внимания его тоже оставлять не стоит. Будем действовать деликатно.

Итак, родителям необходимо:

· Настроить своего первокурсника на серьезный лад.

· Обеспечивать его в течение всего учебного года денежными средствами. Чтобы у него не было надобности работать этот год. Сразу же возникает вопрос - сколько денег посылать? В этом деле главное найти золотую середину. Если денег у студента будет много, есть риск, что он будет больше времени уделять развлечениям, нежели учебе. Если денег не хватает, может податься на заработки, что тоже негативно сказывается на учебе.

· Деликатно интересоваться его жизнью, а особенно тем, что нового он узнал на лекциях. Деликатность нам необходима как воздух. Сами понимаете, 18 лет первокурснику, он же уже взрослый и самостоятельный, а тут мама с допросами. Перед товарищами неудобно. Лучше первые два месяца вообще не вмешиваться в учебный процесс, а дать время студенту проявить свою осознанность и самостоятельность. Вот, если уж по истечению этих месяцев, вы почувствуете, что что-то не так, то тогда уже спешить на помощь, пока сессия не началась.

· Поддерживать связь с деканатом. Желательно незаметно для первокурсника. Опять-таки психологический момент. Но, благодаря, дружбе с деканатом, вы узнаете достоверную информацию об успехах вашего ребенка. Так как некоторые смекалистые студенты не любят расстраивать родителей, а предпочитают их обманывать.

Ну и самое важное - морально поддерживайте, верьте в свое чадо! И у него обязательно все получиться.



Т. Н. Боярко педагог – психолог

Купинского медицинского техникума